Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко сокращает зарплаты сотрудникам ценой сохранения штата. Infox.ru расспросил директора театра Владимира Урина об этих и других антикризисных мерах.
Между двух огней
Театр Станиславского балансирует между двумя стратегиями -- репертуарной и проектной. Статус второй оперно-балетной сцены Москвы (после Большого театра) требует внятной политики и солидной афиши. Но есть в театре и так называемые проектные постановки (спектакль идет небольшими, два--три раза в сезон, порциями). Достаточно назвать «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси с приглашенным дирижером-парижанином Марком Минковски или балет «Чайка» в постановке Джона Ноймайера. Не из разряда афишных хитов вроде «Травиаты» или «Лебединого озера», произведения эти незаменимы для международной репутации театра, Буквально в эти дни театр вел переговоры с Ноймайером о постановке балета «Русалочка». Еще один фигурант партнерского диалога с театром Станиславского -- хореограф Фредерик Аштон.
[v1] «Такие проекты стопроцентно зал не собирают, -- раскрывает карты директор театра Владимир Урин. -- Иногда в зале бывает 85%, иногда даже 80%. Но нам эти 80% дороги. Это ведь двигает театр».
В текущем сезоне театр намеревался выпустить оперу Моисея Вайнберга «Портрет». Но из-за бюджетных сокращений отложил дело в долгий ящик. «Мы не отказываемся от современных названий, -- поясняет Урин. -- Вопрос в разумном сочетании экспериментов, которые, возможно, не будут иметь зрительского успеха, с теми постановками, которые этот успех будут иметь точно. Но балансировать надо обязательно. Иначе движение театра вперед невозможно».
Избегайте сравнений
Освещая последствия кризиса в мировых театрах, лепят в один ком финансируемые частным образом театры вроде нью-йоркских Мetropolitan Opera и New-York City Opera с госфинансируемыми учреждениями вроде Большого театра или театра Станиславского и Немировича-Данченко. Помимо несходных форм финансирования авторы комментариев не учитывают еще и профиля сравниваемых сцен. Та же Мetropolitan Opera – театр моножанровый. Если в нем производят экстренную замену «Призраков Версаля» Джона Корильяно «Травиатой» Верди, речь идет именно о замене оперных наименований. Тогда как в универсальных театрах оперы и балета из планов выскакивают прежде всего оперные названия. Так уж повелось -- балет оперу кормит.
[v2] «Мы являемся московским театром. Мы финансируемся из бюджета правительства Москвы через департамент по культуре», -- говорит Владимир Урин. Схема финансирования похожа на принятую в Германии. Впрочем, там государственное финансирование театров складывается из разных источников – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Так вот в Германии сейчас финансирование театров урезано на 20%. «Одна пятая часть – это серьезная часть денег, -- сокрушается директор, -- но по американским театрам кризис ударил все же сильнее. Там государственного финансирования как такового нет. Там есть частные пожертвования. И театр очень зависим от тех, кто является, грубо говоря, его совладельцем. Любое экономическое ухудшение их положения влечет за собой отказ от того, что ими должно было быть профинансировано в том или ином театре. У нас такими людьми, кто вкладывает деньги, является государство».
Счет всему голова
2008 год отечественные театры прожили без оглядки на кризис. Фактически новые экономические условия оказались осмыслены большинством театральных руководителей только после Нового года. В январе было объявлено частичное сокращение бюджетного финансирования. Пока его комментируют как «незначительное». Впрочем, можно предположить, что речь идет о тех же 20%, на сокращение которых уже пошли в Германии, Италии и других европейских странах. По мнению директора театра Станиславского, это не столько сокращение, сколько оптимизация расходов: «Там, где мы жили вольготно, свободно, нам сказали: ребята, не та сегодня ситуация».
До сего времени в театре Станиславского фактически не ограничивали замыслов художника, режиссера или балетмейстера. Теперь, уверен директор, ему придется четко определять сумму постановочных расходов. Деньги счет любят. Но важно помнить, что вложения в постановку залог дальнейшего успеха спектакля. «Нет ничего проще, чем сказать: я не дам больше такой-то суммы, укладывайтесь как хотите. Но этим я могу обеднить возможности зрелища. Не шоу, а именно театрального зрелища, за которым зритель и идет в театр», -- считает Владимир Урин.