Билл Плимптон: «В моих фильмах много секса и насилия. Но сам я - абсолютно нормальный человек». Накануне московской премьеры «Идиотов и ангелов» режиссер рассказал, что такое абсолютная независимость, почему его не любят в Голливуде, и за что обожают зрители.
Самый независимый американский аниматор Билл Плимптон приехал в Москву, чтобы представить свой полнометражный фильм «Идиоты и ангелы». Фильм, по словам Плимптона, рубежный, мировоззренческий, личный. Такие определения от автора самых циничных, жестких и смешных мультфильмов на свете звучат странно и потому особенно убедительно. У главного героя, профессионального негодяя и охальника по имени Ангел, вдруг прорезаются крылья. Плимптон подчеркивает, что Ангел - это он сам и есть. И как бы зритель, привыкший к плимптоновскому беспредельному юмору, не мечтал все свести к очередной шутке, режиссер прямо заявляет, что на этот раз он хотел рассказать именно о крыльях, которые есть у каждого человека. Просто надо их выращивать и тренировать для полетов.
Билл Плимптон. Прямая речь.
«Где-то начале 90-х годов, после того, как мой фильм «Твое лицо» был номинирован на «Оскар», мне позвонили из студии Disney и сказали: «Мы тебе даем миллион долларов, собирайся и немедленно приезжай в Голливуд работать». Я был ужасно рад - это же была моя голубая детская мечта. Очень скоро в моей нью-йоркской студии появился агент с контрактом. Я спросил его, подписывая контракт: «А можно я всю неделю буду трудиться на Disney, а в выходные делать свои мультфильмы?»
- Конечно ты можешь делать свои фильмы по выходным, только принадлежать они будут студии.
- А если я расскажу анекдот, который сам сочинил?
- Ты думаешь в правильном направлении, - ответил агент. - И анекдот будет принадлежать студии.
- А если мне присниться смешной сон?
- И это тоже.
Я тогда отказался от миллиона долларов. И теперь я - совершенно независимый режиссер. Вообще-то я люблю Диснея, без него я бы никогда не стал собой. Но каждый художник выбирает, что для него важнее, деньги или свобода.
Фильм «Идиоты и ангелы» я снял еще в 2008 году. И подумал, что это очень особенный фильм, который заслуживает самых лучших условий мирового проката. Однако остальные так не думали. Решительно все прокатчики сказали: «Нет».
Они отказались, во-первых, потому что у меня нет большой студии. Во-вторых, прокатчиков испугало то, что в фильме нет диалогов. В-третьих, это ручная работа, а в Америке все, что не делается на компьютере, кажется возмутительным. Я, кстати, пробовал работать на компьютере. Это оказалось ужасно дорого и медленно.
Ну и, главное, мой фильм «детям до 16». Американские прокатчики считают, что своими работами я разрушаю прекрасный мир детской анимации, который так нежно воспитывает будущие поколения американцев.
Одним словом, мне пришлось заниматься прокатом самостоятельно. Примерно месяц назад состоялась премьера в Нью-Йорке и прошла с большим успехом. Теперь вот в Москве, затем в других городах Америки и всего мира. И знаете, в чем прелесть самостоятельного проката? Все заработанные деньги идут прямо вот в эти руки.
Я делаю каждый кадр к каждому фильму своими руками и сам себе за это плачу. Вот почему для меня так важно, чтобы мои фильмы нравились зрителям, чтобы они покупали мои диски и платили деньги за билеты в кино. На моем сайте продаются фильмы, рисунки, футболки и автографы. Кстати, удивительно, что больше всего запросов на автографы идет из России. Я никак не могу это объяснить. Видимо, вы какие-то маньяки автографов.
Когда я занимался политической карикатурой, я ни разу не видел, чтобы над моими рисунками кто-то смеялся. Когда я сделал «Твое лицо», я смотрел его и думал, боже мой, как это грубо. Но зрители вокруг смеялись. Об этом же я и мечтал всю жизнь.
Я считаю, что смех - это самое важное в сегодняшней жизни. Ты не захочешь драться, когда тебе смешно. Думаю, нужно присудить Нобелевскую премию в области юмора. Я знаю, что у меня-то юмор странный, но некоторым нравится. А вообще-то, хотя в моих фильмах много секса и насилия, я - абсолютно нормальный человек».