Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:05
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Победитель «Кандинского» осудил художественное сообщество

Опубликовано
Текст:

В концертном зале «Барвиха Luxury Village» состоялась церемония награждения победителей премии Кандинского 2009 года. Выездной съезд представителей отечественного contemporary art безуспешно пытался расшевелить известный телеведущий Леонид Парфенов. Насколько критически дурная ситуация сложилась в этой области, неожиданно сказал в своей церемониальной речи победитель в главной номинации Вадим Захаров.

Не просто так премия

Как говорят бывалые люди, все западные премии в области современного искусства похожи друг на друга, каждая российская премия чудит по-своему. Там, на «Тернер-прайзе» или на «Дюшане», все по-хорошему просто: выставили немногих «шорт-листников», объявили победителя -- вот и все. У нас не так. Мы относимся к предцеремониальной выставке и спискам претендентов как к выпуску валового продукта или как к праздничному столу: чем больше угощают, тем лучше. Кстати, среди таких блюд хватает и «консервов», то есть таких соискателей, которые всякий год участвуют в выставках номинантов в надежде когда-нибудь да получить премию (и порой не напрасно, поскольку их вскрывают). И конечно, никак нельзя без капустника или некоего «кавээна» -- премию все же гуляем.

Приз литературной премии Андрея Белого -- 1 рубль, яблоко и бутылка водки. Наградной фонд премии художников «Соратники» -- 5-литровая банка со 100 купюрами по $1. Разумеется, с портмоне «Кандинского», где уложено €60 тыс., это несравнимо. Даже в кошельке подобной же госпремии «Инновация» такого сладкого шуршания не слышно. Все же у художников дела обстоят лучше, чем у пишущих: за ними и галереи, и коллекционеры, и меценаты, и ярмарки, и аукционы. Правда, о том, насколько плохо это «лучше» влияет на сам художественный процесс, было сказано под занавес церемонии в Барвихе.

Художественный съезд

Каждая церемония «Кандинского» запоминается каким-нибудь дивертисментом. В позапрошлом году -- целующимися милиционерами, репризой-шпилькой «Синих носов» в адрес бывшего министра культуры. В прошлом -- такого же рода скетчем с переодетыми французскими полицейскими (памятка об аресте галеристов из XL на ФИАКе). Ну и разумеется, скандалом с присуждением Гран-при «нацхудожнику» Беляеву-Гинтовту. Впрочем, это был уже не столько перформанс, сколько хеппенинг, то есть незапланированная, спонтанная художественная акция.

В этом году фонд «Арт-хроника», инициатор премии, решил все досконально спланировать. То есть на специально арендованной электричке вывезти приглашенных в Барвиху, а через несколько часов вернуть их уже подогретыми (конечно, не только впечатлениями) в столицу. С одной стороны, это напоминало выгул литераторов по маршруту Москва--Петушки. С другой -- выезд делегатов Компартии на съезд в ближнем Подмосковье. И судя по прошедшей церемонии, вторая версия точнее. После кинонарезки «Искусство и власть», напоминавшей прежний киножурнал «Новости дня», зачитанное по бумажке обращение известного американского куратора Роберта Сторра воспринималось вполне органично, как отчет ревизионной комиссии. Из пространного выступления, причудливо связавшего Василия Кандинского с московским концептуализмом, уже сразу стало ясно: претендентов в главной номинации осталось двое -- концептуалисты Павел Пепперштейн и Вадим Захаров. То есть Николая Полисского с его адронным коллайдером «законсервировали». Поскольку все более или менее стало ясно, часть «делегатов» пошли в курилку.

Зелень и консервы

Тем временем началась работа с молодежью, которую повел ветеран соц-арта Борис Орлов, оригинальным образом напутствовавший юниоров в том духе, что все созданное ими до 30 лет нужно выбросить на помойку и что все лучшее у них впереди, если они будут усиленно работать. Впрочем, в брюзжании мэтра был определенный резон. Выбор жюри в номинации «Молодой художник» оказался весьма оригинальным: из трех невнятных и инфантильных проектов (кстати, с такого же рода авторскими комментариями) выбрали самый невнятный и самый инфантильный. Победил тувинец Евгений Антуфьев со своей полушаманской инсталляцией из корешков, веревочек и волос родственников «Объекты защиты», который, как можно предположить, в скором времени примет участие в каких-нибудь очередных «Волшебниках земли» (напомним: Жан-Юбер Мартен -- член жюри). Таким образом, гигантская игрушка-бластер «Принцесса» Александры Фроловой и граффити на железном гофре некоего MAKE пошли в «консервы».

А вот в номинации «Медиаарт», наоборот, расконсервировали дуэт Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина, бывших претендентами в 2007 году. В самом деле, соавторы «Крити-попа» представили остроумный и инженерно выверенный проект с критикой массмедийного бедлама. Любительский ролик «Кофе-брейк» от Юлии Девляшевой и Александры Тощевиковой, конечно, нельзя было воспринимать как серьезного конкурента. И как вскоре стало ясно, Вадима Захарова, также претендента в разделе «Медиаарт», приберегли для высшей меры награждения.

Несвоевременные мысли

Отмечать за достижения в графике у нас как-то не в обыкновении. Пусть даже она и концептуальная, считается, что публика не поймет. А именно в графике исполнен антиутопический проект «Город Россия» Павла Пепперштейна. Другое дело вещь, объект или инсталляция. Методом исключения выбор жюри в номинации «Проект года», естественно, остановился на Вадиме Захарове, получившем Гран-при за свой редизайн -- мебельный гарнитур «Святой Себастьян», в котором эстетическими шпонками соединились икона и супрематизм. Вещь впечатляющая и понятная, которую можно выставить хоть в музее, хоть в галерее или на ярмарке.

Но как раз по этому поводу нелицеприятно и высказался победитель. В своеобразном жанре то ли «несвоевременные мысли», то ли «открытое письмо к съезду» лауреат обрисовал удручающую ситуацию в отечественном художественном сообществе. Тут досталось и тем, у кого в глазах маячат лишь «фиаки» и «базели», кто выдает на-гора необдуманный полуфабрикат, кто забывает ветеранов современного искусства, кто не пишет, не издает, не заводит новых галерей и т. д. Очевидно, что и у художников, а не только у арт-критиков накипело. Конечно, ряску съездовской скуки это несколько всколыхнуло. Посмотрим, будут ли оргвыводы?

Цена двух билетов на «Щелкунчик» в Большом театре составит 100 тысяч рублей
Реклама