В петербургском лофт-проекте «Этажи» открылась выставка Фабио Виале «Мрамор». Мастер каменных фокусов показал класс арт-иллюзионизма.
Виале вовсе не настолько классик, насколько это может показаться. Он вполне молод -- 34 года, выставляется не так давно. Но слава бежит далеко впереди скульптора: он получил статус одной из главных надежд европейской арт-сцены после Венецианской биеннале 2007 года. На ней он умилил (такое слово здесь самое верное) публику своим самым известным трюком -- лодкой, выточенной из чистого мрамора, которая прекрасно плавала по воде, нарушая законы физики.
Лодку перед открытием петербургской выставки показали в действии. В августе с событиями в мире современного искусства глухо, так что мраморный катерок Фабио вызвал даже определенный ажиотаж. Доходило до того, что билеты на лодочку стали разыгрывать в викторинах. Желающих накопилось много. Все они толпились у Петропавловской крепости, на берегу Кронверкского пролива, по которому каменный кораблик должен был фланировать. Опускали его на воду долго и осторожно -- на кране с грузовика. А в лодке, словно исполнитель роли божества в античной трагедии, сидел сам Виале. Плавсредство опустилось в воду грузно, но не утонуло. Виале гордо подплыл к пристани и приготовился катать всех желающих. Хотя таковых и собралось много, поначалу никто в лодку сесть не решался. Тем более что мог поместиться всего один пассажир. Но потом дело пошло, и художник катал желающих часа три с лишним.
Вся эта сцена вызывала ощущение тщательно срежиссированной, со всеми церемониями и расшаркиваниями, безделицы. Ощущение сохранилось и на самой выставке. В репертуаре Виале исключительно образы массовой культуры, но выполненные тонко и старательно. Это своеобразное применение принципов фотореализма в скульптуре. Техника возводится в смысл, и к художнику уже ни с какими претензиями не подкатишь. На все будет один ответ: зато какое мастерство! Виале вполне естественный продукт мейнстрима современного искусства. А вся его замечательность в том, что законы мейнстрима он применил к новым формам. Например, чего только не проделывали с Джокондой! А вот Виале ее выполнил из мрамора, да еще стилизовал материал под пенопласт. Шины Michelin, попкорн -- кондовые поп-образы, рисовать их скучно. А выточить из мрамора еще более или менее занятно.
Ближайший родственник Фабио, пожалуй, Джефф Кунс, которого недавно москвичи видели в коллекции Франсуа Пино. Кунс тоже работает с поп-образами. И тоже делает вид, будто прокладывает новую дорогу в современном искусстве, хотя идет по старой. Но надувные крокодильчики и прочие безобидные побрякушки, обманчиво пластиковые, а на деле металлические, это оригинальный прием. Ни Кунс, ни Виале не стесняются своей конъюнктурности. Собственно, они эту конъюнктуру и создают. Такое искусство очень хорошо продается, и в этом его сила. Красиво -- и точка. Очень хочется сравнить Виале с одной из его работ -- мраморным воздушным шаром: уж слишком раздутая фигура. Но не лопнет -- мраморный.