Музеи московского Кремля демонстрируют собрание целого города мастеров. Шедевры златокузнецов, скульпторов, резчиков по кости и граверов немецкого Ренессанса, барокко и рококо представлены на выставке «Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия» в Патриаршем дворце и Успенской звоннице.
Имперская вольница
Принимая у себя выставку из Аугсбурга, Музеи Кремля почти не отступили от ими же заявленного имперского-королевского экспозиционного цикла, в рамках которого проходили показы сокровищ лондонского Тауэра и «Запретного города» в Пекине. Золотые и серебряные кубки и драгоценная утварь работы швабских златокузнецов, граверов и чеканщиков в XVI–XVIII веках находили большой спрос как у императоров Священной Римской империи германской нации из династии Габсбургов, так и при дворе московского государя Ивана Грозного. Кстати, в Оружейной палате хранится одно из самых крупных собраний произведений южногерманских мастеров – более 400 изделий. Статус Аугсбурга как «имперского вольного города» может показаться странным лишь на первый взгляд: он и был действительно вольным, поскольку относился к императорской, то есть высшей юрисдикции. На него не могли притязать ни светские, ни церковные властители: от их «опеки» город избавился еще в конце XIII века.
А с императорами всегда можно было договориться, а точнее говоря, откупиться. Что и делалось неоднократно. Финансовые магнаты из семейств Фуггеров и Вельзеров ссуживали немалые денежные суммы Фридриху III для приличного представительства перед бургундским двором, а потом и Максимилиану I для подкупа курфюрстов, которые благодаря этой «смазке» выбрали в качестве преемника его внука Карла V. Гульдены аугсбургские магнаты одалживали, конечно же, не безвозмездно: в благодарность императоры одаривали их рудниками Тироля, Богемии, Тюрингии, Словакии и Испании. Драгметаллы поступали к ювелирам и чеканщикам монет, от них к торговцам. В результате финансово-промышленное колесо раскручивалось все сильнее.
Благородные бюргеры
Старинный Аугсбург во многом походил на Флоренцию времен Медичи. Патрициат, то есть богатейшие, а потому и благородные бюргеры, отнюдь не скромничали в своих культурных запросах, заказывая мастерам не только свои портреты, но и медали со своим изображением, памятные кубки в виде охотничьих трофеев (серебряный с золочением «Олень» мастера Иеронима Цайнера, 1585). Состоятельные донаторы оплачивали изготовление для католических и лютеранских церквей (именно в Аугсбурге в 1530 году произошло временное примирение Римского престола с новым протестантским вероучением Лютера) алтарные вазы, сосуды и блюда для причастия. Благодарные горожане не жалели средств, чтобы почтить вниманием охранителей безопасности. Что видно на примере изощренной по технике исполнения серебряной чаше «Триумфатор», в раковине которой уместилась целая аллегорическая композиция с колесницей, запряженной имперскими орлами, фигурой бога Марса, пленными турками и самим победителем, в облике которого исследователи находят много общего с маркграфом Людвигом Вильгельмом Баденским, разгромившим османов при Сланкамене в 1691 году.
Бюргеры вольного Аугсбурга гордились не только своим настоящим, но и своим прошлым. Правда, оно им представлялось в несколько сказочном виде. Из исторического факта основания колонии Augusta Vindelicorum легионерами римского императора Октавиана Августа городские хронисты-мифотворцы вывели образ богини-покровительницы Августы. Легенда в античном духе настолько понравилась Аугсбургскому совету, что без фигуры этой местной Афины не обходилось ни одно репрезентативное и монументальное произведение, созданное по заказу муниципалитета. По примеру Рима, Праги и Флоренции, Аугсбург по случаю своего 1600-летия со дня основания римлянами обзавелся бронзовыми фонтанами «Геркулес», «Август» и «Меркурий». Их автор, Адриан де Врис, прошедший выучку у флорентийца Джованни да Болонья, с помощью аллегорических скульптур и барельефов сумел довести до сознания каждого горожанина официально утвержденную легенду. Дорожа оригиналами, аугсбуржцы впоследствии заменили их копиями. Подлинники же, хранящиеся в Музее Максимилиана, впервые за всю историю покинули Аугсбург, чтобы стать хитами московской выставки.
Что касается дальнейшей истории Аугсбурга, то его вольности пришел конец в начале XIX столетия. Благородные бюргеры-швабы, чье финансовое могущество было подорвано войнами рубежа веков, не смогли откупиться от соседей, и город вошел в состав королевства Бавария. А еще через полвека бывшему лидеру в торговле и производстве предметов класса lux был нанесен сокрушительный удар: в 1858 году цеха и гильдии ремесленников, просуществовавшие почти 500 лет, упразднили. Промышленная революция решила обойтись без роскоши. Говоря же об Аугсбурге XX века, вспоминаются лишь заводы Мессершмитт.