Лучшие фильмы ММКФ-09. Призраки советских пионеров-героев снова идут в бой в «Первом отряде». Кира Муратова задумалась о доброте душевной в «Мелодии для шарманки». Петр Мамонов разобрался с оппозицией в «Царе». Михаэль Ханеке предчувствует войну в «Белой ленте». А Ларс фон Триер опять наплевал всем в душу в «Антихристе».
«Первый отряд»
«Faasuto Sukuwwado»
Канада--Япония--Россия, 2009
Режиссер Ёсихару Асину
В каком-то смысле японские аниматоры и российские сценаристы-энтузиасты оказывают пионерам-героям времен Великой Отечественной войны ту же услугу, что и Квентин Тарантино, в свое время пригласивший вышедшего в тираж Джона Траволту в «Криминальное чтиво». Кумиры советских школьников и идеологические иконы нескольких десятилетий Леня Голиков, Володя Дубинин, Зина Портнова и другие стали забываться после развала СССР. Между тем отважные подростки как будто созданы для аниме, нередко воспевающего детский героизм, в чем мы теперь и можем убедиться в полной мере. 1942 год. Призраку немецкого магистра, погибшего при Ледовом побоище, но возвращенному из небытия, противостоит русская разведка и 14-летняя Надя. Она и предлагает привлечь к операции души пионеров-героев, погибших в начале войны. По сюжету в картине присутствует любовь, но довольно целомудренная, и вообще особого святотатства не наблюдается.
27 июня. «Октябрь». 15.00
«Мелодия для шарманки»
Украина--Россия, 2009
Режиссер Кира Муратова
В ролях: Лена Костюк, Рома Бурлака, Рената Литвинова, Олег Табаков, Нина Русланова, Георгий Делиев
Киру Муратову называют самым мизантропическим режиссером нашего кино. Однако в последнее время Кира Георгиевна определенно идет в своем творчестве навстречу людям. Новая лента (где практически в полном сборе все любимцы постановщицы, от Табакова до Натальи Бузько) определенно навеяна Диккенсом. Двое сирот, задавшись целью разыскать отцов, попадают в мегаполис и по полной программе испытывают на себе все коварство и недружелюбие аборигенов. Как и в предыдущей картине «Два в одном», где, в частности, падал по-открыточному красивый и внушающий надежды на лучшее снежок, дело в «Мелодии для шарманки» происходит под Рождество.
22 июня. «Октябрь». 20.00
«Царь»
Россия, 2009
Режиссер Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Иван Охлобыстин
В фильмографии Лунгина, в разное время снявшего «Олигарха» и «Остров», новая картина выглядит логично. С одной стороны, имеется довольно мощный православный посыл, представленный здесь митрополитом-мучеником Филиппом (последняя и довольно неожиданная роль Олега Янковского). С другой -- столь же очевидная тема оппозиции. Митрополит, будучи Ивану Грозному другом-недругом, мог себе позволить публично призывать царя покаяться. Вернее думал, что мог, поскольку дело закончилось тюрьмой и гибелью. Показанный в Каннах «Царь» западная пресса сравнивала с картиной Эйзенштейна, а отечественная попрекала в излишней «клюкве». Правда, те же упреки предъявлялись и к «Свадьбе», которая и по прошествии лет смотрится вполне себе. Лунгин -- неоднозначный, но при этом несомненно талантливый и как мало кто умеющий работать с артистами режиссер, и потому любой его фильм нужно видеть.
25 июня. Киноцентр на Красной Пресне. 19.00
«Белая лента»
Германия, 2009
Режиссер Михаэль Ханеке
В ролях: Леони Бенеш, Ульрих Тукур, Сюзанн Лотар
Налаженный бюргерский быт немецкой деревушки разнообразят поначалу кажущиеся случайными, но потихоньку складывающиеся в закономерность маленькие трагедии. Местный доктор падает с лошади, пастор воспитывает в детях праведность, детей соответственно жестко бьют в семьях. У подростков и взрослых все более суровые лица. О том, что ничем хорошим это не кончится, зритель догадывается. На дворе 1913 год. В финале картины будет сообщение о смерти эрцгерцога Франца Фердинанда и предчувствие будущей грозы -- примерно как в фильме «Завтра была война». Как всегда у Ханеке, это жестокое и просчитанное до мелочей, но как никогда виртуозно снятое черно-белое кино. Главный приз в Каннах.
25 июня. «Октябрь». 22.00
«Антихрист»
Польша--Италия--Швеция--Франция--Германия--Дания, 2009
Режиссер Ларс фон Триер
В ролях: Шарлотта Гейнсбур, Уиллем Дэфо
В «Антихристе» фон Триер реализовал как минимум три давно заботившие его идеи. Во-первых, уплотнил картину сценами, по откровенности близкими к порнографии, -- а авторское порно он подумывал снять давно и спродюсировал порнофильм, созданный как бы для женщин и опять-таки как бы с женской точки зрения. Во-вторых, простился с придуманной им же псевдодокументальной стилистикой «догмы», вернувшись к прежнему эстетству периода «Европы». Картина несколько вызывающе посвящена Андрею Тарковскому и полна изысков вроде высокохудожественно снятого совокупления под музыку Генделя уже в первых кадрах. В-третьих, режиссер наконец-то нарвался на полноценный скандал (а после «Самого главного босса» казалось, что Ларс поскучнел). В Каннах видавшие виды критики всерьез предлагали фон Триеру извиниться перед женщинами. А в довесок к «антипризу» от экуменистического жюри был выдан приз за лучшую женскую роль -- Шарлотте Гейнсбур за смелость. Потеряв ребенка, супружеская пара переезжает в деревеньку за город, где, как при схожих ситуациях в хоррорах, вскоре начинает твориться черт знает что.
26 июня. «Октябрь». 20.30