Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:56
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Чеховский фестиваль в поисках жанра

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Сегодня в Москве открывается VIII Чеховский фестиваль -- самый крупный международный театральный смотр в России. На этот раз в его программе -- представления, сделанные на стыке жанров: сразу и не скажешь, цирк это, театр, балет или опера. Мировых хедлайнеров этого нового синтетического театра мы и увидим с 26 мая по 2 августа.

Ложка дегтя

Можно сказать, что кризис на размахе Чеховского фестиваля почти не сказался. Так считали и организаторы фестиваля еще месяц назад, пока Министерство культуры не урезало финансирование на 15 млн руб. Как рассказывает директор фестиваля Валерий Шадрин, его спасла поддержка московского правительства и кредиты, которые пришлось брать у банков под проценты. В итоге на сегодня бюджетный дефицит феста – 16 млн руб. Из потерь -- мы не увидим уникальное конное шоу, которое намеривались показать в Коломенском на восходе солнца: оно так и называется -- «Восход солнца». Не приедет «Гамлет» Шведского Королевского театра «Драматен».

Все в цирк!

От одного взгляда на афишу Чеховского даже у несведущего в театре человека текут слюнки. Ну в самом деле, не покидая Москвы, можно увидеть то, о чем мы в лучшем случае знаем из газет и роликов You Tube.

Уже сегодня в Коломенском стартует шоу «Баттута». Его покажет первый в мире конный театр, организованный французом Бартабасом. Кто видел его первое московское шоу десять лет назад, тому и объяснять ничего не надо. Прочим настоятельно советуем отправиться в Коломенское.

Вслед за этим начнется целая серия цирковых спектаклей семейства Чаплиных. Еще в 1971 году сын парижского рабочего Жан-Батист Тьере и перебравшаяся во Францию младшая дочка Чарли Чаплина Виктория поразили искушенную авиньонскую публику своим шоу «Цирк бонжур». Тогда, собственно, и возник термин «новый цирк»: никаких дрессированных зверюшек и коверных шуток полувековой давности. «Новый цирк» -- смесь театра, пантомимы, танца и кабаре. Завораживающая красота картинки, ностальгическая музыка и поэзия, прямо-таки разлитая в воздухе.

Сегодня, спустя более чем тридцать лет, парочка уникальных циркачей, Виктория и Жан-Батист, все еще потрясает виртуозным изяществом своих шоу. Их дети Аурелия и Джеймс, разумеется, пошли по родительским стопам. Шоу родителей называется «Невидимый цирк», а Джеймс и Аурелия назвали свои представления «До свидания, зонтик» и «Оратория Аурелии».

По стилю к ним близок и знаменитый канадский «Цирк Элуаз». Два года назад он привозил к нам «Дождь» в постановке швейцарца Даниэле Финци Паска. Его новый спектакль называется «Туман» – сцену окутывает та же сновидческая атмосфера, а актеры, исполняющие сложнейшие акробатические трюки, вдруг на мгновение застывают, являя удивительное сходство со старинными дагерротипами.

Любопытно, что все перечисленные выше артисты предпочитают выступать на обычной театральной сцене. Кто сохранил верность манежу, так это великий и ужасный Жоан Ле Гийерм и его «Цирк Иси». В Москве, на специально сооруженной для него арене в Коломенском, он покажет шоу под названием «Секрет», в котором сам выступит в роли дрессировщика, акробата и силача. Только не надо забывать, что его шоу помимо юмора содержит и изрядную долю сюрреализма: дрессировать Гийерм будет не столько животных, сколько предметы. Например, собственные железные ботинки – необычную конструкцию, издающую металлический лай. После чего примется укрощать железные тазы, заставляя их самостоятельно вертеться, и строить вавилонские башни из книг. В общем, в пересказе выглядит довольно странно, однако кто-то из знаменитых французов, впервые побывав в «Иси», заметил, что на арене этого шапито пишется история.

Марионетки с человеческим лицом

Спектакли классика французского театра Филиппа Жанти к цирку вроде бы не относятся. Многие по старинке именуют его шоу театром марионеток. «Болилок»Филиппа Жанти действительно начинается как шоу марионеток, правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что лица у них человеческие. Да и сам этот спектакль – попытка постичь природу человека. Природу наших снов, обид, воспоминаний. Все это Жанти изучает, призвав себе на помощь высокие технологии. Однако никаких тяжелых металлических конструкций и скрежещущей техники в его спектаклях вы не обнаружите. А если персонаж и летает по сцене, то сам собою, без каких-то видимых приспособлений. Летает потому, что взлетел.

Другая сторона Луны

Тем, кто упорно рвется в настоящий драматический театр, рекомендуем отправиться на «Игру снов» в шведский «Драматен». Правда, пьесу Стриндберга там поставил знаменитый хореограф Матс Эк. Однако на то они и драматические артисты, чтобы играть столь выразительно, что и слова не нужны.

Хореограф-легенда Пина Бауш покажет на фестивале «Семь смертных грехов».Впрочем, посвящен ее спектакль будет по большей части тому греху, что именуют «прелюбодеянием». Вернее, тому гротескному миру, который мужчины создают для зависимых от них женщин.

Третий знаменитый хореограф, англичанин Мэтью Боурн, покажет своего «Дориана Грея». Пряное, эффектное зрелище при ближайшем рассмотрении просто-таки нашпиговано чисто английским юмором.

В самом конце фестиваля драматические артисты все же возьмут реванш, да какой: «Липсинк» канадца Робера Лепажа длится девять часов! Те, кому уже посчастливилось его видеть, утверждают, что, выйдя из зала, горько сожалели, что все уже позади.

В основу спектакля Робер Лепаж, как обычно, кладет узнаваемую человеческую историю. Собственно, так же были сделаны его спектакли «Другая сторона Луны» и «Трилогия дракона», покорившие Москву два года назад. В кратком пересказе «Липсинк» – история оперной певицы, усыновившей младенца, мать которого, сидевшая на соседнем кресле самолета, умерла во время полета над Атлантикой. С другой стороны, это история человека, лишь на похоронах своей матери узнавшего, что он – ее приемный сын.

С пространством и временем Лепаж обращается, как фокусник-фантаст: чуть подсветив обычную металлическую конструкцию, легко превращает ее в борт взлетающего самолета. Свои находки он не стесняется заимствовать из массовой культуры, не забывая, однако, о старинном, исконно театральном приеме – искусстве перевоплощения, позволяющем его актерам любые самые удивительные превращения.

Обо всех спектаклях Чеховского фестиваля можно узнать на сайте: www.chekhovfest.ru.

Цена двух билетов на «Щелкунчик» в Большом театре составит 100 тысяч рублей
Реклама