В Эрмитаже открылась выставка «Неизвестная Голландия», приуроченная ко Дню мецената. Мероприятие оказалось не просто выставкой «для галочки». Это не столько отчет, сколько демонстрация того, как будет дальше развиваться одна из крупнейших в мире коллекций.
День мецената отмечают каждый год 13 апреля в день рождения Гая Цильния Мецената. Казалось бы, обычный «профессиональный праздник». Но в его честь даже нарушена традиция -- обычно понедельник в музеях выходной день. То, что показали публике на выставке, тоже сильно выбивается за рамки обычной благодарности тем, кто помог отреставрировать работы. Такие выставки Эрмитаж себе позволяет нечасто, а когда все-таки позволяет -- они остаются на периферии, проходят незамеченными. Если, конечно, это не оживленная «Даная». В данном случае ситуацию в корне, как говорится, меняет то, что в рамках жанра «благодарности» выставляют именно голландскую живопись.
Есть в колоссальной эрмитажной коллекции самые сильные козыри, работающие безотказно. Голландцы -- как раз один из них. По сути, все работы Халса, Рейсдала и, конечно, Рембрандта -- здесь. Детские воспоминания многих, кто в нежном возрасте ходил по Эрмитажу, связаны с малыми голландцами Виллемом Классом Хедой и Виллемом Калфом. В шатровом зале их работы целиком закрывают все стены до потолка. На натюрмортах -- еда, но при этом изображенная в невероятно мрачных тонах. А оттого, что картины развешаны вплотную, стены как будто замощены ими, подавляющий эффект только усиливается.
Само название «Неизвестная Голландия» знающему человеку может показаться оксюмороном: что может быть неизвестного, когда вся громадная (около тысячи работ) коллекция давно заучена наизусть. Тому, что Эрмитаж так богат достаточно редкой и оттого ценной голландской живописью, музей обязан, в первую очередь, навязанной Петром Первым модой на все голландское, которая держалась достаточно долго -- около полувека. С голландцев, собственно, эрмитажная коллекция и началась. Поэтому, видимо, «Неизвестная Голландия» в составе нескольких других выставок входит в проект под названием «Петровская галерея».
В эрмитажных запасниках хранится множество работ, которые публика еще никогда не видела. В их числе -- чрезвычайно ценные. Обещают, что когда проект «Галереи» будет окончен, экспозиция голландской живописи пополнится еще сотней работ. Пока же представлено всего шесть картин, но минусом это не кажется. Зато каждая из этих работ ценна и важна. «Гранида» жанрового живописца Каспера Кастелейнса очень легко входит в контекст тех же «малых голландцев». На ней изображена сцена из одноименной буколической пьесы. Жанр вообще-то безоблачный: амуры, пастушки (а здесь в пастушка вообще влюбляется персидская царевна). И вроде все на месте: златокудрый мальчуган, знойная красотка, скульптурка на заднем плане. А Кастелейнс изображает это все так, как иной рисовал бы сцены городской жизни -- осязаемо, понятно и в то же время чувственно. Полотно Корнелиса Белта «Площадь в Харлеме» и вовсе может служить образцом невероятно гармоничного совмещения пейзажа с относительно патетичной исторической живописью. В старательно прорисованный городской ландшафт тут вписан реальный исторический факт -- обнародование Мюнстерского мира. Большая история показана оптикой, направленной на маленьких людей. Еще один необычный пейзаж -- «Вид на Рейн» Хермана Сафтелевена-младшего, художника, во многом схожего с Брейгелем. Сафтелевен тоже очень пристально вглядывается в толпу, находя в каждой фигурке индивидуальность.
Да, это не картины с «большой историей», но они ценны именно как наглядная демонстрация манеры голландской живописи. Поэтому если до голландцев вы никогда не доходили, начинать знакомство имеет смысл именно с этой «меценатской» выставки.