На центральной площадке фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в зале «Манеж», открылась выставка «Хулиганы 80-х». В кураторах числятся Ирина Меглинская и Миша Бастер.
Меглинскую, фотодиректора издательского дома «Афиша» и совладелицу галереи «Победа» на «Винзаводе» знает вся Москва. Партизана московского арт-подполья Мишу Бастера, собравшего уникальную коллекцию фотодокументации молодежных субкультур 80-х, помнят редкие неформалы, дожившие до наших дней. Динозаврами, сошедшими с фотографий, музейными экспонатами бродили они по вернисажу среди модной молодежи, потягивающей мартини, и по старинке выпивали принесенное с собой, разложив спиртное-съестное на лавочке. Очередь за бокалами мартини зажимала уши под колонками, в которых рычала группа «Электросудорожная терапия». Старички-неформалы листали только что вышедшую книгу, им посвященную, под комментарии Бастера: «Это ты. А этого уже нет. И этого нет. Почему тебя так мало? Да не мог я всю книгу тебе посвятить!» Неформалы послушно кивали седыми патлами, но выглядели живыми и настоящими. 18-летние, потряхивая рюкзачками, крались за ними и учились на ходу.
Музеефикация молодости
«Хулиганы 80-х» свидетельствуют: молодость нынешних 30-50-летних стала музейным объектом. Рокабильные прически, хевиметаллические куртки, байкерские цепи, стиляжьи брюки, коки, музыка на кассетах и в котельных – это все история, развешанная в виде картинок, подписанная, застекленная. Музейщики анализируют субкультуры 80-х, которые в сравнении с нынешними выглядят стилистически цельно. Эпоха нулевых размешала философии до такого fusion, что драться больше некому и не с кем: все одинаково разные, с общей размытой системой этических и эстетических координат. Потому сегодня интересно вспомнить, как в 80-е в СССР кипело меломанское бунтарство, как развивалась революция модников. Молодежь, насмотревшись иностранных журналов, придумав увиденному собственные легенды, конструировала модели поведения, кроила атрибутику из обрывочной информации.
Фотографии есть удивительные. Скажем, снявшиеся в ателье вместе панк и любер. Олимпийками сборной СССР с термонашлепкой «Рэмбо» поверх был одно время полон Рижский кооперативный рынок. Неизменные атрибуты любера — комсомольский значок и шитые в ателье клетчатые брюки. Видно, что на личном уровне общения у двоих хулиганов особых жизненных противоречий не было. Но милиция кидала люберов на неформалов. Грабить было чего: модники-неформалы, проявляя чудеса смекалки, зарабатывали на порядок больше рядового инженера. «Валютой» были вещи, пластинки, аудиозаписи. Денег не было, как при коммунизме, — существовал товарообмен внутри параллельного мира с подпольными цехами.
Партизанская Асса
Вот на фото Сергей Окуляр — основатель загородной «толпы». «Толпа» -- стихийные рынки в лесу. В начале 80-х филофонистов начали гонять за нетрудовые доходы и распространение иностранной музыки. Они стали собираться в подмосковных лесах и там устраивали обмены. Уже в 1987 году каждую субботу в такой рынок в Новоподрезкове или Малине вовлекались несколько тысяч человек. Облава «толпы» до смешного походила на фильмы про фашистов и партизан: прочесывание лесов с собаками, сползающие по железнодорожным насыпям меломаны с пластинками в руках, подростки, прячущиеся у бабушек в домах. Их оттуда выковыривали и под конвоем вели на учет.
Многие неформалы находились под наблюдением медиков. «Пациенты» старались выдать нечто, отчего наблюдатели пришли бы в профессиональный восторг, например, в названиях групп: «Клиника», «Электросудорожная терапия», «Изолятор».
В Питере неформалы захватывали огромные квартиры и устраивали выставки. Приехала «Новороссийская группа» — Крисанов, Африка, Савченко. Будущий знаменитый некрореалист Евгений Юфит начал совместно с Олегом Котельниковым экспериментировать с черно-белой кинопленкой. Захаживал к ним Андрей Панов, и вместе они «идиотничали».
Легендарный ленинградский поэт Олег Григорьев, наблюдая однажды их идиотничество, бросил кепку на пол и давай играть ею в футбол с криком «Асса!». Так родился термин «асса» — быстрое, яркое, публичное столкновение. Тимур Новиков начал режиссировать в театре Эдуарда Горошевского. Питерский сценарист Заверняев умел сублимировать любое произведение до сухого остатка размером с абзац. Так была поставлена «Анна Асса», где Анна Каренина с криком «Асса!» кидалась под паровоз.
А Константин Эрнст состоял в группе «Чапаев».
Утилизация бунта
Американский и европейский бунт 60-х стал доходным мейнстримом. Западные субкультуры вписались в индустрию шоу-бизнеса и моды. Выставка «Хулиганы 80-х» пытается идти по этому пути, но вряд ли получится: русский бунт даже в молодежном варианте пока не продается как сувенирная открытка. Может, прошло не так много времени и не те люди брались? К открытию выставки вышла книга «Хулиганы 80-х», изданная главой концертного агентства TCI Эдуардом Ратниковым как роскошный памятник на глянцевой бумаге весом килограмма в четыре и ценой тысячи в три. Может, и получится заработать на постсоветских контркультурных идеях. Польза от этого всем: молодежь узнает что-то новое, всплакнут старики: кто-то теперь миллионер, кто-то милиционер, кто-то начальник в налоговых или медийных службах.
Но, похоже, для создателей новых субкультур опыт предыдущих поколений не имеет никакой ценности. Этой простой мыслью и хороша выставка «Хулиганы 80-х».