В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «От Дюрера до Клее. Немецкий, австрийский и швейцарский рисунок XV- XX веков из собрания музея». Экспозиция рассчитана прежде всего на знатоков.
В Белом зале и на колоннадах ГМИИ им. Пушкина экспонируется подборка немецких, австрийских и швейцарских рисунков XV-XX веков, состоящая из 250 листов. Это лишь 1/6 всего собрания рисунков школ немецкоязычного региона, хранящегося в музейных фондах. Все же 1,5 тыс. опусов опубликованы с аннотациями в двухтомном каталоге-резоне, к выходу которого и была приурочена экспозиция.
История коллекции
Выставка как научная публикация – не всегда впечатляющее мероприятие. По большей части она рассчитана на знатоков и специалистов-искусствоведов, способных оценить даже маргинальные и проходные вещи. Тем более что коллекция графики Пушкинского музея, какой бы она ни была обширной и многосоставной, все же не знаменитая венская «Альбертина». Немецкий рисунок, как и рисунок других западноевропейских школ, попадал в отдел графики ГМИИ от случая к случаю: после революции многое перешло в него из расформированного Румянцевского музея, из национализированных частных собраний, в 1930-е годы своими собраниями графики с музеем на Волхонке поделились Исторический музей и Эрмитаж. После войны в него вошла графика XX века из расформированного Музея нового западного искусства. Таким образом и сложилась неровная по качеству и представительности коллекция оригинальной графики немецкоязычных стран.
Краткое обозрение шести веков
В Пушкинском музее крайне мало вещей эпохи Позднего Средневековья и Ренессанса, и художники этого времени представлены в нем штучными вещами. Как, скажем, «Голова Сивиллы» (1430) верхнерейнского мастера и этюд Альбрехта Дюрера «Танцующие и музицирующие путти» (1495), для пущего эффекта еще и воспроизведенный на огромном панно-иллюстрации. Впрочем, понятно, почему Дюрера подняли на котурны: работ великого мэтра немецкого Возрождения в нашей стране практически нет. Есть небольшие рисунки Мартина Шонгауэра и Ганса Бальдунга Грина, ученика Дюрера, крошечный пейзаж Альтдорфера и несколько опусов художников-маньеристов Ганса фон Аахена и Йозефа Хейнца-старшего, работавших на рубеже XVI-XVII веков при дворе чешского короля-алхимика и австрийского императора Рудольфа II Габсбурга. Рисунок как эскиз к витражу был в ходу у художников швейцарских кантонов. Такими геральдическими композициями представлены Тобиас Штиммер и Христоф Мурер.
Век Просвещения дал Германии методичного рисовальщика классических ню Антона Рафаэля Менгса и талантливого жанриста-баталиста Даниэля Ходовецки. Эпоха романтизма удачно представлена несколькими сепиями и акварелями «сумрачного германского гения» Каспара Давида Фридриха. В остальном же XIX век заполнен художниками, так сказать, местного, национального значения. Хотя здесь нужно сделать исключение для мастерских этюдов «немецкого Репина» реалиста Адольфа Менцеля и импрессиониста Макса Либермана.
Наиболее удачная часть выставки – ее финал. В торцовом зале представлены мэтры немецкого модернизма -- гротески Пауля Клее («Маски» и «Куколки») и отчаянные цветовые видения экспрессиониста Франца Марка, сподвижника Кандинского. Продлевать же шестивековую историю немецкого рисунка до опусов художников ГДР вряд ли имело смысл.