Новый, 12-й по счету альбом U2 «No Line On the Horizon» возвращает меломана в блаженные 1980-е. Главная рок-группа современности почти пять лет тянула с выпуском пластинки, которую критики априори назвали событием года.
От ирландской четверки ждали всевозможных экспериментов, упражнений на соседних жанровых полях (ходили слухи, что ветераны потихоньку окучивают диско и электро) и нарочитого некоммерческого материала. В ответ Боно и компания сделали вид, что возвращаются к самому плодотворному периоду своего творчества и ничего не имеют против попсы с человеческим лицом.
Сменная обувь
Словно не желая отставать от законодателей моды на новое общение с поклонниками вроде Radiohead и Лили Аллен, U2 выложили на своем официальном сайте клип на сингл «Надень-ка шузы, чувак» («Get on Your Boots»). Однако в отличие от молодых коллег все же предложили купить его по сходной цене, а плохого разрешения ролик использовать лишь для ознакомления. Бодрый, энергоемкий и обладающий удивительно цепкой мелодической линией фанковый номер дал понять: не ждите жанровых опытов. Песня, да и видеоряд тоже до боли напомнили похождения квартета четвертьвековой давности. Словно великие и давно пребывающие в зале славы «Where the Streets Have No Name» и «In the Name of Love» подверглись звуковой модернизации и ритмическому скрещиванию. И наполнили жизнью шлягер, официально считающийся новым, но вызывающий сильнейшее ощущение дежавю.
Внимательно слушая дальше, от заглавной «No Line On the Horizon» с неожиданными битловскими интонациями через акустический брейк-бит «Magnificent» к длиннющему, но не надоедающему шаманскому медляку «Moment of Surrender», приходишь к выводу, что команда использует набор проверенных временем и успехом штампов, или, если угодно, фирменных приемов. Да отсохнет язык у того, кто поставит им это в вину: благодаря вкуснейшим гитарным арпеджио, поддержанным чуть отстающим басом, короткой реверберации на рабочем барабане и дозированному вливанию рождественского фальцета в припевах квартет и узнают с первых нот.
В бой идут одни старики
В истории U2 есть одна деталь, которой группа не может не гордиться: собравшись как любительская школьная команда в 1976 году, они никогда даже не думали о внесении изменений в состав. Так и играют вместе благородно стареющие от альбома к альбому четверо ирландских мужиков. При этом они не стали близкими друзьями, более того, предпочитают не встречаться вне студии или сцены. Но зато взаимное музыкальное чутье и сыгранность достигли у них совершенства. Для воссоздания единственно верного звучания Боно со товарищи пригласили давних знакомцев -- продюсерский тандем Брайана Ино и Даниэля Лануа, сделавший их лучшие пластинки, в том числе и «The Unforgettable Fire» и «Joshua Tree». Уникальный союз крепкого ремесленника Лануа и небожителя Ино позволил группе совершить путешествие во времени и вернуться в 1980-е -- в эпоху жанровых открытий и превращения рока из музыки бунта в нормальный инструмент для зарабатывания миллионов.
[v2]
Такие вещи, как «Unknown Caller», «I`ll Go Crazy If I Don`t Go Crazy Tonight» и «Stand Up Comedy», -- безусловные хиты планетарного масштаба. Более того, их прямолинейная красота высоколобому обожателю изысков а-ля «All that You Can`t Leave Behind» покажется простоватой и попсовой поделкой. Но на то она и гениальность, что все выглядит очень простым и никто не понимает, как он сам до того же не додумался. Опытные кузнецы и ювелиры звука искусно спрятали все свои фишки: потребителю совершенно не обязательно знать секреты продюсерской кухни и оценивать объем приложенных усилий.
Песни трех континентов
Двенадцатый альбом U2 писался поочередно в Тунисе, Дублине и Нью-Йорке. Это придало некоторым вещам определенный национальный колорит. Американские мотивы отчетливо слышатся в блюзе «White as Snow», родные кельтские -- в «Breathe», неуловимо напоминающей по энергетике и нежности «The Sweetest Thing», а к арабскому миру отсылают «Fez -- Being Born» и финальная «Cedars of Lebanon». Колдовское бормотание, мелодия-призрак, невероятно цепкий рефрен -- и так, кажется, может тянуться до бесконечности. Все. Слава богу! И как жалко!
Наверное, нужно поставить все с начала, чтобы доказать себе: вот самая актуальная музыка нашего времени, честная и доходчивая, попадающая под категорию ретро и заглядывающая за горизонт будущего, космополитичная, грубоватая и романтичная. И обязательная для прослушивания.