Исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман освободил Валерия Кузнецова от должности прокурора Ростовской области и уволил его из органов прокуратуры. Причина - допущенные грубые нарушения Присяги прокурора. Если подчиненный откровенно игнорирует распоряжения начальства, у этого могут быть две причины. Либо – не хочет больше работать. Либо – посылает окружающим своего рода месседжи о том, кто здесь реально является начальником и может командовать. Разумеется, с расчетом занять кресло начальника самому.
О том, что прокурор Ростовской области Валерий Кузнецов не хочет работать, было известно давно. За годы его владычества деятельность облпрокуратуры буквально растеклась киселем. Пятикратный рост тарифов ЖКХ, липовые банкротства и перевод в коммерческую собственность предприятий жилищного хозяйства, взятки и подлоги чиновников, засилье этнических группировок – все это цвело в Ростовской области махровым цветом, прокуратурой нимало не тревожимое. Кузнецов же предпочитал блоггерствовать на сайте собственной прокуратуры, подтрунивая над беспомощностью законов, которые был призван охранять.
Вторым хобби прокурора стала благотворительность в адрес женского пола. То собственную дочь в ростовскую прокуратуру зачислил, грубо нарушив писаные и неписанные законы. То некую гражданку, претендовавшую на место в общежитие Академии им. Ушакова, зачислил туда, выдав фиктивную справку о том, что та якобы трудится в органах прокуратуры. Этой бумажки хватило, чтобы женщина решила свой квартирный вопрос, даже не являясь студенткой Академии. Третьей гражданке, привлеченной за мошенничество в особо крупных размерах и которой светило до десяти лет колонии, изменил меру пресечения безо всяких оснований. А прочих своих сотрудниц – как истинных, так и липовых – развлекал конкурсами типа «Мисс Прокуратура», в которых сам же и представлял жюри.
На последовавшее из Генпрокуратуры в октябре минувшего года предупреждение о неполном служебном соответствии Кузнецов не отреагировал никак. Область осталась жить как жила, продолжая посылать многочисленные слезницы «наверх».
Служебную проверку Генпрокуратуры в феврале текущего года прокурор демонстративно перележал в больнице, отреагировав лишь в блоге. «Мы проверяем, нас проверяют, как это часто не совпадает…» - так фривольно, совсем не по-прокурорски прокомментировал весельчак Кузнецов деятельность своих коллег из столицы.
Впрочем, усилия комиссии не были совсем уж тщетны: прихворавшего Кузнецова временно отстранили от исполнения обязанностей. На этот раз ответ вышел резче. Вернувшись на службу, чиновник запустил проверку в отношении своих же подчиненных, обвинив их в нецелевом использовании бюджетных средств и превышении должностных полномочий. О том, что заместители Кузнецова «не справились» как раз с теми обязанностями, которые вынужденно взвалили на плечи вместо своего шефа, прокурор как бы забыл. Заодно досталось и областному бизнесу, и прочему чиновничеству, и этническим землячествам. Эффект в этом случае явно превзошел практический смысл акции устрашения.
Наконец, 16 марта исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман подписал приказ об увольнении прокурора Ростовской области Валерия Кузнецова. Причиной увольнения были названы допущенные грубые нарушения Присяги прокурора, повлекшие существенные нарушения прав и законных интересов граждан.
И тут прокурор пошел уже не против головной организации, а ва-банк. Кузнецов открыто заявил, что в понедельник выйдет на работу, как будто ничего не случилось. Выйдет любой ценой, и если будет надо – даже при поддержке пресловутых этнических группировок…
В чем причина подобного «бесстрашия»?
Служба в Чечне Валерию Кузнецову очков, конечно, прибавила, хотя пришел он туда, когда обстановка в республике уже наладилась. Это была не та Чечня, что лет 10-15 назад. Тем не менее, его почему-то возвели в ранг «мужественного» и «бесстрашного». Но в том не его лишь заслуга. Генпрокурору Юрию Чайке пришлось усиленно поддерживать авторитет Кузнецова и отстаивать его кандидатуру, поскольку руководители непростого субъекта федерации все время жаловались на прокурора, который любил по поводу и без повода «помахать шашкой». Кавказ – дело тонкое, там несведущему человеку легко дров наломать. И Кузнецов ломал. Но Чайка его не сдал, наградил всеми возможными наградами, и когда встал вопрос о переводе на другое место работы, прислушался к желанию Валерия Алексеевича служить не «куда Родина пошлет», а поближе к центру и только в «крупном» регионе. Звездная болезнь уже тогда поразила мозг Кузнецова. Он, например, отверг предложение возглавить прокуратуру Оренбургской области – не его, мол, размаха субъект, а вот на Ростовскую область согласился.
Вероятно, тогда он уже видел себя как минимум в должности заместителя Генерального – «все-таки несколько лет боролся с преступностью не где-нибудь, а в Чечне».
Тогда не получилось. Но надежды, видимо, не остыли.
Кузнецов быстро понял, что в достижении высокой цели ему поможет грамотный пиар. Теперь свой авторитет он поддерживал с помощью блога. Реальную работу он полностью заменил на виртуальную, изображая в сети кипучую деятельность. На его блог (читай – его имя) с утра до вечера работали еще несколько сотрудников, которые также были вынуждены забросить исполнение своих прямых «реальных» обязанностей.
Расчет оправдался – прокурор быстро заработал дешевый авторитет и поддержку блоггеров. За него в интернете собирают подписи и его увольнение выставляют не иначе как заговором вокруг героя. При этом никто толком не может сказать, чем это таким геройским отличился лично Валерий Алексеевич? Чем он так уж угодил ростовчанам? Может, с его приходом Ростовская область превратилась в оазис благополучия? Или он нанес непоправимый удар здешней преступности и коррупции? Решил все проблемы ЖКХ и свел до нуля задолженности по зарплате?
Да нет, как раз все с точностью наоборот. Провал за провалом.
Генпрокуратура долго закрывала глаза на, мягко говоря, чудачества прокурора Кузнецова, помятуя о его былых заслугах. То, чего не прощали другим, ему сходило с рук. Если все припомнить, мало не покажется.
Лояльность Чайки взрастила в обычном в общем-то средненьком прокурорском работнике (не он первый прошел службу в Чечне, непомерные амбиции.
Осведомленные источники утверждают, что Кузнецов все еще метит на то же кресло замгенпрокурора при возможно новом руководителе надзорного ведомства. Благо у нынешнего Генпрокурора недругов хватает…
Кстати, вряд ли Кузнецов полез в игры с законом по доброй воле. Скорее, он просто стал игрушкой в руках тех, с кем связан то ли на уровне бизнеса, то ли на каком другом поприще. Словом, тех, кто хочет иметь в российской Генпрокуратуре мощнейшее лобби.
Впрочем, сейчас воинственный хозяин ростовской прокуратуры снова оказался на больничной койке – на этот раз уже в Подмосковье. Говорят, ничего серьезного, но надо подлечить нервы, набраться сил… Так что запланированный на понедельник демарш с триумфальным возвращением уволенного прокурора в свой кабинет не состоялся. Может быть, лишь отложился на неделю-другую. А может быть, прокурор решил опять использовать старый трюк – прикрывшись больничным, попытаться решать вопрос неофициально, через покровителей? История повторяется, но вопросы остаются: кто и по каким причинам поддерживает мутную игру Кузнецова с законом? Как долго это будет продолжаться, и какой результат намечен? И главное – сколько с этим можно мириться?