Прошло уже два года с того дня, когда началась крупнейшая межарабская военная операция в Йемене, которую возглавило Королевство Саудовская Аравия (КСА), в попытке вернуть к реальной власти президента Абд Раббо Мансура Хади и ликвидировать господство хуситов, начавших свое победное шествие по стране летом 2014 года.
Год назад в апреле 2016 в Кувейте под эгидой ООН начались политические переговоры между представителями йеменского правительства и лидерами хуситов, но они не продлились и три месяца, завершившись полным провалом. Хуситы в рамках переговоров стремились закрепить свои военные успехи в виде политических достижений, подвергнуть сомнению законность нахождения у власти Хади, передать полноту властных полномочий йеменскому парламенту, в котором большинство мест принадлежит Всеобщему народному конгрессу (ВНК) - партии экс-президента Али Абдаллаха Салеха. Действующий президент Хади, пользующийся полной поддержкой КСА и большинства арабских стран, не принял ни одно из этих требований и попытался доказать мировому общественному мнению, что способен контролировать ситуацию из своей резиденции южной столице Йемена Адене. Но он остался фактически лишь прикрытием для воздушных атак саудовской авиации, которые периодически все еще обрушивают свои удары по Сане и другим крупным йеменским городам, включая Таиз, Ходейду, Моху и др.
Необходимо отметить, что йеменский конфликт имеет не только внутренний характер, но и является опосредованным отражением давней стратегической борьбы в мусульманском мире, в целом, и на Ближнем Востоке, в частности, между Исламской РРРРреспубликой Иран (ИРИ)- оплотом и центром шиизма, с одной стороны, и Королевством Саудовская Аравия, с другой. Уже через несколько дней после хуситского переворота в Сане, который произошел 21 сентября 2014 г., один из депутатов иранского парламента Али Риза Закани заявил, что Сана стала четвертой арабской столицей, которая оказалась под контролем шиитов, включая Багдад, Бейрут и Манаму, столицу Бахрейна.
Совершенно очевидно, что саудиты не смогли не отреагировать на такие шиитские притязания как на геополитическом пространстве Аравийского полуострова, так и внутри Йемена, который для Эр-Рияда всегда оставался зоной его стратегических интересов. Когда президент Хади проявил свою полную неспособность самостоятельно справиться со своими противниками-хуситами, которые в начале 2015 года оказались на подступах к Адену – так называемой «временной столице» Йемена, саудовские правители последовали примеру своего «старшего брата» США, организовали межарабскую коалицию по борьбе с хуситами и начали военную операцию под названием «Буря решимости», в которой приняли также участие в форме непосредственных боевых действий союзники КСА по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, Катар, а также Египет, Иордания и Марокко. Начавшись с интенсивных авианалетов в марте-апреле 2015 г., операция очень быстро перешла в вяло текущую стадию. Саудиты попытались летом 2015 совместно с кувейтскими, эмиратскими и катарскими подразделениями организовать наземную операцию по освобождению йеменских территорий, находящихся под контролем хуситов. Но дело ограничилось лишь освобождением нефтеносных провинций, включая Мариб, а далее саудовская авиация продолжила периодические налеты на позиции хуситов, в число которых вошли и чисто гражданские объекты, но уже без участия межарабских наземных сил.
Ситуация вокруг Йемена на сегодняшний день складывается так, что ни одна из внутренних сторон конфликта, а именно, ни действующий президент Хади, ни хуситы, ни экс-президент Али Абдаллах Салех, не имеют возможности установить контроль над всей территорией государства. Саудовская авиация продолжает бомбить хуситов, но делает это в режиме боевых учений, не ставя перед собой задачу одержать победу над повстанцами и освободить страну. Все крупные внешние игроки, включая США, Россию и Иран, заняты более существенными проблемами в Сирии и Ираке, поэтому ни одна из них не возьмет на себя сейчас смелость прямо вмешаться в йеменский конфликт по иракскому или сирийскому сценарию.
В это же время, экономическая, гуманитарная и экологическая ситуация в Йемене непрерывно ухудшается. Йеменскую нефть сегодня никто не берет, а именно она составляла прежде основу экономики страны и источник валюты, столь необходимой для покупки продовольствия.
По оценкам ООН Йемен, наряду с некоторыми африканскими странам находится в числе беднейших стран мира, почти 90% населения страдают от нехватки продовольствия, необеспеченности медицинским обслуживанием, дети не имеют возможности получать образование.
На закате правления в США Барака Обамы осенью 2016 г. госсекретарь США Джон Керри представил дорожную карту по урегулированию йеменского кризиса, которую поддержали Великобритания, Саудовская Аравия и ОАЭ. Документ предусматривал создание совместного правительства, в котором были бы представлены противоборствующие стороны под руководством общепризнанного независимого йеменского политического деятеля, а также разоружение противоборствующих сторон. Но после ухода прежней американской администрации эта дорожная карта перестала быть актуальной, а новой администрации теперь не до Йемена на фоне сирийских, иракских и корейских проблем.
Итоги развития ситуации в Йемене за последние два с половиной года следует признать катастрофическими, и теперь совершенно очевидно, что без внешнего вмешательства эта страна не сможет встать на путь мира и восстановления порядка. Но также очевидно, что Йемен теперь никого не интересует, поскольку полностью разрушенная страна требует слишком больших инвестиций для восстановления экономики и жизненно важной инфраструктуры.