Существует известный парадокс – латиноамериканцы болеют больше, чем европейцы, но живут при этом дольше.
Почему, долгое время оставалось загадкой. Теперь ученые под руководством известного американского биолога профессора Стива Хорвата (Steve Horvath) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили, в чем же здесь дело. По мнению авторов, латиноамериканцы стареют медленнее на молекулярном уровне, если судить об их возрасте по «эпигенетическим часам».
Существует несколько теорий старения организма – это, например, накопление активных форм кислорода, укорачивание длины теломер ( концевых участков хромосом). И совсем новая теория, которая позволяет судить о возрасте на основе «эпигенетических часов».
В 2013 году Стив Хорват и его коллеги опубликовали прорывную работу, которая показала, что по особенностям метилирования ДНК можно определить биологический возраст человека и скорость его старения.
Метилирование является одним из эпигенетических механизмов регуляции активности генов - за счет навешивании» метильных групп на азотистые основания. Метилирование - это как своего рода «заглушка», которую организм использует, инактивируя те или иные гены, работа которых в данный момент ему не нужна или может представлять опасность.
В 2013 году Хорват выявил 353 сайта метилирования, которые в итоге легли в основу теории так называемых «эпигенетических часов». Анализ профиля метилирования в этих сайтах позволяет оценивать возраст тканей с минимальной погрешностью.
Теперь Хорват и его коллеги решили пойти дальше и на основе своего подхода выяснить, почему одни этносы живут дольше других.
Для этого ученые проанализировали участки ДНК более 6 тысяч людей разных этносов: африканцев, афроамериканцев, европейцев, азиатов и латиноамериканцев.
Как показало исследование, если судить по «эпигенетическим часам», то латиноамериканцы стареют медленнее, чем европейцы и другие этносы. Например, по этому показателю биологический возраст латиноамериканских женщин после наступления менопаузы на 2,4 года меньше, чем возраст европейских женщин.
«Мы полагаем, что более медленная скорость старения латиноамериканцев – это эволюционный механизм, который позволяет нейтрализовать высокий риск развития у этой этнической группы ожирения и воспалительных заболеваний», - говорит Хорват.
Другой очень интересный вывод, к которому пришли ученые, - если судить по «эпигенетическим часам», ткани мозга и клетки крови у мужчин всех изученных ими этнических групп стареют быстрее, чем у женщин. Возможно, именно этим и объясняется более высокая в среднем продолжительность жизни женщин.
О своем исследовании авторы сообщают в свежем выпуске журнала Genome Biology.