Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:08
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Онлайн-экономика: от инноваций к стабилизации

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

29 октября в ИТАР ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная результатам исследования «Экономика Рунета 2013-2014». Этот проект, третий год подряд совместно реализуемый Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), направлен на оценку объема и динамики развития российской онлайн-индустрии.

Основной вывод, сделанный участниками проекта, заключается в том, что индустрия продолжает расти, хотя и не столь высокими темпами, как раньше. В 2013 году объем 15-ти Интернет-рынков был равен 750 млрд. рублей, а рост данного показателя относительно 2012 года составил 31%. В результате доля экономики Рунета в ВВП достигла 1,6% - на 0,3% больше, чем в прошлом году. В 2014 году эксперты ожидают, что темпы роста составят 30%. Для сравнения: в 2012 году динамика развития онлайн экономики составила 39%. Таким образом, развитие последней по-прежнему идет опережающими темпами по сравнению со всей экономикой страны, что позволяет надеяться на постепенное сокращение отставания России от ведущих мировых онлайн экономик.

В прошлом году в рамках исследования был составлен прогноз развития индустрии до 2018 года. Он включал четыре возможных сценария: инновационный, стабилизационный, консервативный и кризисный. Эксперты полагают, что в настоящее время ситуация развивается ближе всего к стабилизационному сценарию. Действительно, развитие сегментов электронной коммерции и рекламы происходит на фоне невысокого экономического роста, усиливается консолидация основных игроков рынка, среднегодовой индустриальный рост снижается и вполне может опуститься до уровня 15-20%.

Обратим внимание, что в этом году впервые в рамках исследования были оценены рынки онлайн продаж музыки, видео, книг и СМИ. Ранее по электронному контенту, исключая игры, публиковалась общая цифра. Еще одно изменение коснулось рынка Веб-разработки. При его оценке впервые учитывалось активно развивающееся направление мобильной разработки (все оценки рынков приведены в таблице).

Таблица 1 Объемы и динамика развития 16 российских онлайн рынков в 2012-2014 годах. Данные НИУ ВШЭ/РАЭК

Рынок

Объем в 2013 г., млрд. руб.

Динамика по сравнению с 2012 г. (%)

Динамика в 2014 г. (%), прогноз

Сегмент «Реклама и маркетинг»

1

Веб-разработка и мобильная разработка

21

---

+19

2

Контекстная реклама

57

+52

+28

3

Медийная реклама

23

+20

+7

4

Видеореклама

2,9

+67

+50

5

Маркетинг в социальных медиа (SMM)

6,3

+35

+17

6

Поисковая оптимизация

12

+17

+13

Сегмент «Инфраструктура»

7

Программное обеспечение как услуга (SaaS)

4,3

+34

+28

8

Хостинг

4,9

+12

+11

9

Домены

2,5

+15

+5

Сегмент «Электронная коммерция»

10

Ритейл

368

+29

+30

11

Электронные платежи

350

+30

+40

12

Туризм

195

+27

+45

Сегмент «Электронный контент»

13

Игры

35

+22

+22

14

Музыка

2

---

+10

15

Книги и СМИ

0,6

---

+65

16

Видео

3,2

---

+9

Специальной темой исследования в этом году стало отношение индустриальных экспертов к изменениям в законодательстве, произошедшим за последний год. Речь идет о шести законах, в той или иной степени регулирующих отношения в Рунете («Антипиратский закон» 187-ФЗ, «Закон об ограничении на хранение персональных данных за пределами РФ» 242-ФЗ, «Блогерский закон» 97-ФЗ и др.). Анализ этой части исследования пока не завершен, результаты будут опубликованы позднее. Однако уже сейчас можно говорить о пассивной реакции значительной части экспертов на происходящие изменения в законодательстве, включая случаи, когда эти изменения имеют прямое отношение к бизнесу опрашиваемых.

«Экономика Рунета» - совместный проект НИУ ВШЭ и РАЭК, реализуемый с 2012 года. В этом году исследование было реализовано в формате массового онлайн опроса отраслевых экспертов. В 2014 году опрос был проведен с 23 сентября по 20 октября, в исследовании приняли участие 253 представителя Интернет-индустрии.

С.Г. Давыдов – к.ф.н., зам. декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, руководитель исследования «Экономика Рунета».

Россиянам перечислили самую модную зимнюю обувь
Реклама