Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:15
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Минкультуры подтвердило полномочия «Российского авторского общества»

Опубликовано
Текст:

Недавно Министерство культуры РФ подписало и выдало «Российскому авторскому обществу» (РАО) два свидетельства о государственной аккредитации по управлению правами на коллективной основе.

По словам генерального директора РАО Сергея Федотова, «аккредитация продлена на максимально возможный срок, учитывая заслуги РАО в управлении правами». При этом как отметили в РАО, оба документа помогут наладить взаимоотношения с различными группами пользователей.

На протяжении последних 20 лет в России происходит выстраивание эффективной системы управления авторскими правами в масштабах государства. Особую роль в этом процессе выполняет российское авторское общество (РАО), учрежденное еще в 1993 году. Несмотря на все трудности и конфликты, эксперты, в том числе и международные, считают, что развитие правового поля в области авторских прав в России происходит в правильном направлении.

«Мы двигаемся по направлению создания правового общества, а защита интеллектуальной собственности, авторских прав является неотъемлемой частью этого процесса. В настоящее время членами общества являются 26 тысяч авторов. Ежегодно в общество вступает более тысячи авторов. На авторские выплаты РАО ежемесячно выплачивает более 110 миллионов рублей из собираемых по всей стране отчислений. И мы действительно защищаем права авторов, права композиторов», - сказал представитель РАО.

Как пояснили в РАО, один из этих документов, подписанных Минкультуры, продлевает традиционные полномочия общества в части сбора и распределения авторского вознаграждения при использовании произведений на радио, телевидении, концертных площадках, ресторанах, клубах, торговых центрах и иных местах, где собирается публика. Что касается второго документа, то он дает РАО право осуществлять коллективное управление правами композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения. По сути, речь идет о реализации права композиторов на получение авторского вознаграждения при показе фильмов в кинотеатрах, а также трансляции на телеканалах и кабельных сетях.

В этом направлении в РАО уже много добились. «Закон предоставлял правообладателям возможность требовать компенсации за нарушение авторских прав в размере от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда - менеджеры телекомпаний увидели, что нарушать нормы действующего законодательства экономически невыгодно», - вспоминает директор Департамента правового обеспечения РАО Екатерина Ананьева. Первыми компаниями, заключившими лицензионные договоры с РАО, стали телеканал ОРТ и радиостанция «Европа Плюс». «На сегодняшний день со многими телерадиовещательными компаниями у нас выстроены не только рабочие, но и дружеские отношения», - отмечает Ананьева.

Впрочем, как отмечают в РАО, наладить отношения в правовом русле не всегда было просто.

Например, только в 2010 году ценой многочисленных судебных исков РАО удалось нормализировать взаимоотношения с кинотеатрами – первое вознаграждение было получено в пользу композитора Эдуарда Артемьева после проката фильма «Сибирский цирюльник». «С 2008 года и по настоящее время сборы за кино у нас выросли на 98%. Это достаточно конфликтная категория пользователей перешла в категорию добросовестных», - с гордостью рассказывает Екатерина Ананьева.

При этом, стоит отметить, что не всегда, российская Фемида становится на сторону РАО. Так, в 2012 г. суд Санкт-Петербурга посчитал безосновательным требование о выплате вознаграждения немецким исполнителем Тило Вульффом, а суд Екатеринбурга не удовлетворил иск к Свердловской государственной филармонии. Впрочем, с появлением специальных арбитражных судов по интеллектуальным правам в РАО отмечают увеличение эффективности исковых обращений.

Трудности также вызывают и взаимоотношения с РАО с кабельными компаниями, которые называют себя техническим звеном по оказанию услуг связи и отказываются от выплаты авторского вознаграждения.

Среди других барьеров в деятельности РАО Екатерина Ананьева назвала «невозможность проверки отчетов пользователей и их финансовых доходов».

Стоит отметить, что РАО является членом CISAC - международной организации, объединяющей большинство зарубежных авторско-правовых обществ. На основании договоров с этими обществами РАО представляет на территории РФ более 2 млн. зарубежных правообладателей. В настоящее время действует 182 таких соглашений со 118 иностранными авторскими обществами в 68 странах мира. Среди этих обществ – ASCAP (США), SACEM (Франция), ALCS (Великобритания), GEMA (Германия), JASRAC (Япония) и др.

При этом, международное сообщество высоко оценивает деятельность РАО. Как подчеркнули в CISAC, «cотрудничество с Казахстаном и Республикой Беларусь в контексте союза может помочь дальнейшему развитию деятельности по защите авторских прав и товарных знаков. Это создает платформу, которая поможет развивать сотрудничество в других областях». Представитель организации интеллектуальной собственности (WIPO) Саула Тлевлесова заявила, что «РАО профессионально занимается своей работой. «За вами авторы и композиторы чувствуют себя уверенно», - подчеркнула Тлевлесова.

В целом, как отмечают международные эксперты, деятельность РАО направлена на создание цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности в России, при этом РАО опирается на международные нормы и стандарты.

Реклама