Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:20
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Эксперты: Счетная палата признала менеджмент «Аэрофлота» эффективным

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Счетная палата РФ опубликовала результаты проверки компании «Аэрофлот – Российские авиалинии». Проверка авиаперевозчика – одна из ряда проводимых сейчас СП проверок госкорпораций в рамках борьбы с коррупцией. По мнению аналитиков, проверка СП показала, что менеджмент «Аэрофлота» в целом справляется со своими обязанностями.

«В нашей стране проверка Счетной палаты – это какая-то специфическая процедура. Но в принципе это на самом деле просто интерес одного из крупных акционеров - государства - к тому, как происходит управление компанией менеджментом, который они выбрали», -- говорит Андрей Шенк, аналитик по транспорту «Инвесткафе».

В случае с «Аэрофлотом» СП зафиксировало, что пассажиры все чаще выбирают «Аэрофлот». «Рост доходов в 2011 году произошел в основном за счет роста объема пассажирских авиаперевозок на 24,2 %, в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3 % к уровню 2010 года и обеспечили 75,7 % общего объема доходов пассажирских перевозок. Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6 процента», -- говорится в итогах проверки.

«За январь – февраль 2013 года объем совокупного пассажиропотока российских компаний вырос на 17,9%, до 9,9 млн человек, а общий пассажирооборот гражданской авиации за первые два месяца текущего года вырос на 20% и составил 29,09 млн пасс. км. Деятельность компании последнее время была достаточно эффективна – показатели “Аэрофлота” были в среднем лучше среднерыночных», -- добавляет аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко.

Показательно, что в рекомендациях Счетной палаты – создание низкобюджектного перевозчика на основе одной из дочерних компаний, что уже есть в планах «Аэрофлота». В частности, проверяя, из чего складывается цена билетов «Аэрофлота», СП отметила, что «высокая стоимость перевозок ОАО «Аэрофлот» по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), а также наличием большого объема неэффективных затрат». При этом, СП установила, что « в стоимости авиаперевозок 53% расходов связаны с выполнением полета воздушного судна (в том числе 31,9% - горюче-смазочные материалы и 21,2% - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, поставщики которого являются монополистами на территории Российской Федерации), 26,6% - содержание в исправном состоянии воздушных судов, 10,8% - обслуживание пассажиров и обработка грузов, 9,5% - организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы)». То есть, 99,9% цены обусловлены объективными факторами, а на долю расходов, которые СП посчитала неэффективными, приходится 0,1%.

По мнению Андрея Шенка, претензии к затратам со стороны СП довольно субъективны. "В принципе, это прерогатива менеджмента, -- говорит он. -- Менеджмент может принимать какие-то экономические неверные решения, если стратегически они верные". К тому же государство может влиять на менеджмент в рамках стандартного корпоративного управления -- через совет директоров, напоминает аналитик. «В этих формулировках, что сейчас были даны, нет ничего такого, что могло бы дискредитировать текущий менеджмент. Я думаю, что руководство компании сейчас выполняет все требования, которые перед ним ставит государство и ведет важную работу, реализуя стратегические, в том числе, поручения правительства и администрации президента», -- приходит к выводу аналитик по транспорту «Инвесткафе» .

«Аэрофлот работает эффективно. Конечно, можно и еще лучше, о чем СП и написала. Но Аэрофлот тащит на себе огромные социальные обязательства, есть полученные от «Рособоронэкспорта» дочерние компании, в которые также необходимо вкладываться», -- считает известный экономист Никита Кричевский.

«Претензии Счетной палаты, в основном сводят к неэффективной структуре издержек и, как следствие, высоких цен на билеты. Стоит отметить, что рынок авиаперевозок не является монопольным (скорее олигопольным), и неэффективность быстро бы сказалась на спросе потребителей, и, как следствие, на финансовых результатах компании», -- Антон Сороко.

По мнению Антона Сороко, вероятность более серьезных санкций невысока. А следование рекомендациям СП, по мнению аналитика, поможет компании повысить конкурентоспособность. «Я думаю, что никакого интереса с точки зрения коррупционных скандалов, отставок или уголовных дел к «Аэрофлоту» применяться не будет. Такая ситуация не нужна никому, но можно это рассматривать как некоторое предупреждение, что всегда найдется, к чему придраться, найти какие-то неэффективные решения», -- считает Андрей Шенк. «Думаю, проверка СП показала, что компания с государственным участием, какой является Аэрофлот, может управляться эффективно», -- резюмировал Никита Кричевский.

Показательно, что фондовый рынок отреагировал на результаты проверки также положительно: как отметил Антон Сороко, к 14:15 (МСК) акции компании на Московской Бирже прибавляли 0,08%.

Стоит отметить, что, как правило, результатом проверок СП становятся рекомендации по увольнению топ-менеджеров, заведение уголовных дел и т.п. Например, продолжающаяся проверка корпорации «Роснано», где только в похороненной программе по созданию и внедрению отечественных планшетных устройств Счетная палата насчитала 22 млрд зря потраченных рублей. Или проверка «Сколково», результаты которой были засекречены, однако по ее результатам в фонде уже прошли обыски.

К «Аэрофлоту» же, судя по всему, больших претензий у Счетной палаты нет, резюмируют опрошенные эксперты.

Реклама