Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:26
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Либеральная политика грозит российскому шельфу

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Российское руководство после некоторой паузы вернулось к обсуждению проблемы освоения шельфовых нефтяных месторождений.

О проблеме в своей статье, опубликованной в «Независимой газете», рассуждает директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин.

Теперь уже окончательно стало очевидным, что сланцевый газ и тем более сланцевая нефть не вытеснят не только альтернативную энергетику, но и шельфовую добычу в северных морях. Действительно, нефть огромных месторождений, освоенных советской властью, заканчивается, а «трудная» нефть материка с учетом привходящих обстоятельств оказывается порой заметно дороже шельфовой. Например, министр энергетики Новак высказал мнение, что к 2030 году более четверти нефти Россия будет добывать на шельфах, прежде всего за Полярным кругом (месторождения Охотского моря еще менее доступны). А по оценкам американских специалистов, в российском Арктическом шельфе содержится свыше 20% неразведанных мировых запасов нефти и газа.

При этом очевидно, что ключевую роль в освоении шельфа должны играть государственные, а не частные, и тем более не иностранные компании. Поскольку шельф - последняя кладовая России, и отдавать его на откуп и под контроль иностранному бизнесу, который ориентируется на интересы, в лучшем случае не связанные с нашей страной, опасно. При этом сторонники идеи «равного доступа» тактично умалчивают об их применении в основном к странам третьего мира и о том, что все большее число даже последних предпочитает оставлять сверхприбыли от нефтедобычи у себя, а не дарить их новым колонизаторам. Ведь российские добывающие компании не допускаются к ресурсам развитых стран, – будь то США, Великобритания или Норвегия, – нет и речи.

Частные же компании относятся к России во многом номинально; по оценкам, основная часть крупного бизнеса зарегистрирована в офшорных зонах, а если и остается в нашей стране – может в любой момент сменить прописку. Получается, что крупный частный бизнес России, по сути, не имеет принципиальных отличий от иностранного, поэтому его допуск в государственные стратегические сферы должен осуществляться с большой осторожностью.

По поводу присутствия госкомпаний на шельфе говорят и сугубо коммерческие соображения. Прежде всего это разный уровень надежности: для частной компании дорогостоящая ошибка (цена которой при разработке шельфовых проектов может достигать сотен миллионов долларов) может оказаться фатальной и привести к дезорганизующему экономику банкротству. У государственных же компаний этот риск значительно слабее. Это связано и с большим масштабом деятельности, так и неформальным присутствием за плечами государства (готового подстраховать, пусть и вынужденно).

Очевидно, что частные компании в таких условиях вынуждены создавать страховочные механизмы, которые тем самым удорожают проект и сделают его менее эффективным. Например, они боятся участвовать в подобные проектах без гарантий государства. Государственные же компании этого обременения лишены.

В силу изложенного государство еще в 2008 году отказалось от привлечения на шельф частных, и тем более иностранных, компаний и отдало эту сферу «Газпрому» и «Роснефти».

Но в этом году, либеральное правительство Медведева буквально в последний момент, похоже, нажало на тормоз, это произошло уже когда бюрократический процесс подготовки исключительно перспективных с экономической точки зрения проектов уже вроде бы вышел на финишную прямую, Причем так, что это вынудило вмешаться президента Путина, который еще в середине октября раскритиковал правительство за затягивание выдачи «Газпрому» и «Роснефти» лицензий на разработку шельфовых месторождений и поручил ему исправиться в кратчайшие сроки.

После этого бюрократическое шевеление активизировалось, но воз и ныне там: «Роснефть» получила лишь 2 из «своих» 14 участков, а судьба остальных будет решаться в середине декабря – через два месяца после президентских поручений – на совещании у Медведева.

В связи с этим возникает впечатление, что правительство Медведева не только не развивает шельфовые проекты, но и, по сути, тормозит их, не выдавая вовремя лицензии и тормозя многомиллиардные контракты. Причина торможения вполне прозрачна: протаскивание интересов частных компаний, заинтересованных в лакомых проектах освоения шельфа. А продвижение частных интересов, помимо вполне вероятных обычных лоббистских мотивов, вызвано прежде всего либеральной идеологией, причем с явной категоричностью, требующей минимизации участия государства в экономике любой ценой. Недаром ключевым элементом системы продвижения частных интересов, вопреки государственным, является, насколько можно судить, вице-премьер Дворкович. Тот самый, который недавно вполне официально провозгласил обязанность России платить за финансовую стабильность США. Подобное затянувшееся либеральное ожидание приводит не только к потере времени - похоже, эта ситуация может обернуться потерей Россией части шельфовых богатств.

Реклама