В Новгородском областном суде начался процесс по делу о подрыве «Невского экспресса». По данным прокурора, к подрыву поезда причастен боевик банды Доку Умарова. Подсудимые -- ингушские строители -- назвали версию следствия бредом.
Во вторник в Новгородском областном суде началось рассмотрение по существу уголовного дела о подрыве скорого поезда «Невский Экспресс» в августе 2007 года, когда были ранены 60 пассажиров поезда.
На скамье подсудимых в результате двухлетнего расследования оказались двое жителей Ингушетии, 41-летние Макшарип Хидриев и Саламбек Дзахкиев. Их обвиняют по ч. 2 ст. 205 (террористический акт), ч. 2 ст. 112 (умышленное причинение вреда средней тяжести здоровью) и ч. 3 ст. 222 (незаконное хранение оружия и взрывчатки) УК РФ. Помимо этого Дзахкиева также обвинили по ч. 3 ст. 162 УК РФ (разбой). Ранее обвиняемым по делу был Амирхан Хидриев, однако спустя год расследования его отпустили на свободу.
Скорый поезд № 166 «Невский экспресс» сообщением Москва--Санкт-Петербург был подорван рядом с населенным пунктом Малая Вишера 13 августа 2007 года. Следствие установило, что причиной подрыва стало заложенное на путях взрывное устройство. В результате теракта пострадали 60 человек, из которых 30 были госпитализированы. Жертв удалось избежать.
Доку Умаров и Павел Косолапов
Организатор теракта, принявший ислам житель Волгоградской области Павел Косолапов, который в настоящее время находится в розыске по подозрению в организации целого ряда терактов в России, изготовил взрывное устройство и установил его на железнодорожном полотне на перегоне Бурга--Малая Вишера Октябрьской железной дороги. Как отмечают эксперты, поезд не упал с моста с большой высоты, как планировали террористы, а проехал после взрыва железнодорожный мост и только затем сошел с рельсов. Это произошло из-за того, что скорость движения «Невского экспресса» вдвое быстрее обычных поездов, курсирующих по этой линии.
Как рассказал Infox.ru адвокат Макшарипа Хидриева Мурад Юнусов, его подопечный, как и Саламбек Дзахкиев, считает предъявленные им обвинения бредом. Юнусов отметил, что на сегодняшнем заседании решались только процедурные вопросы.
Повышенное давление
17 июня, выступая на предварительных слушаниях в суде, оба обвиняемых по делу «Невского экспресса», Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, обвинили следствие в пытках. Хидриев, в частности, заявил, что следователи над ним издевались, а также морально и физически унижали. По его словам, следователи требовали, чтобы Хидриев признал второго обвиняемого Дзахкиева своим сообщником. Подсудимый отметил, что даже пытался вскрыть себе вены и умолял убрать из его камеры «доставленных с зоны быков», передает РИА «Новости».
Реакция СКП последовала незамедлительно. Старший следователь по особо важным делам ГСУ СКП РФ Николай Ущиповский, который руководил следственной группой в 2007-2008 годах, заявил журналистам, что в ходе расследования на обвиняемых никакого давления не оказывалось. Он также заявил, что алиби у Саламбека Дзахкиева, на котором настаивает его защита, не было. Все это Николай Ущиповский рассказал, выступая свидетелем по другому скандальному делу о попытке дачи взятки в размере 1 млн рублей. Взятку, по версии следствия, Ущиповскому пытался передать адвокат одного из обвиняемых в подрыве поезда, член московской областной коллегии адвокатов Магомед Разаков. Теперь он сам находится на скамье подсудимых.
Следователи и взяточники
Уголовное дело о попытке дачи взятки было возбуждено 10 июля прошлого года по ст. 291 УК РФ (дача взятки). По данным следствия, адвокат Магомед Разаков пытался дать Николаю Ущиповскому 1 млн рублей взамен на освобождение из-под стражи одного из подсудимых -- Саламбека Дзахкиева. Адвокат был задержан после передачи денег 4 июля, а позже арестован. В настоящее время над ним идет судебный процесс. Причем Разаков удален из зала заседаний за бурные выступления и оскорбления.
Когда история со взяткой стала известна, Саламбек Дзахкиев заявлял, что старший оперуполномоченный департамента по борьбе с терроризмом МВД Валерий Моргун, работавший по делу «Невского Экспресса», сам требовал от него взятку. Моргун назвал эти заявления ложью. При этом Моргун и Ущиповский пожаловались, что адвокат Магомед Разаков угрожает им расправой.
23 июня стало известно, что Николай Ущиповский и Валерий Моргун, а также члены их семей взяты под государственную защиту.
«Бог даст, еще увидимся», -- сказали подсудимые Разаков и Дзахкиев вслед Ущиповскому в зале заседаний. Слушание дела адвоката Магомеда Разакова продолжится в Новгородском суде 16 июля.