Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:43
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Обучающие передачи тормозят развитие детей младше двух лет

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Просмотр телевизионных программ может затормозить развитие ребенка. Даже если малыш смотрит специальные «развивающие» детские передачи. Психологи обобщили результаты множества исследований за 25 лет.

Нередко их знакомство с «голубым экраном» начинают сами родители, которые покупают специальные диски с развивающими передачами для самых маленьких. Или просто пытаются отвлечь младенцев с помощью мелькающих картинок, чтобы освободить себе время. По статистике, более чем 90% детей регулярно начинают смотреть телевизор раньше, чем им исполнится два года.

Профессор Димитри Кристакис (Dimitri Christakis), который работает в Институте исследования детства в Сиэтле (Seattle Children’s Research Institute) и Вашингтонском университете (University of Washington), проанализировал результаты 78 исследований, которые он и его коллеги провели за последние 25 лет.

Как выяснили Кристакис и его коллеги во время исследования в 2004--2006 годах, на просмотр телевизора дети тратят в среднем 3--6 часов в день. На это уходит больше времени, чем на любую другую деятельность, исключая сон. При этом, как подчеркивает профессор, в исследовании использовались только оценки родителей, которые не всегда способны точно определить, сколько же их чадо на самом деле проводит за телевизором. Ученые выяснили, что у ребенка набегает еще в среднем полтора часа «бесконтрольного» общения с телевизором.

Простой подсчет показывает, что если двухлетний ребенок спит 10--12 часов в сутки, то на общение с «голубым экраном» у него уходит примерно 30--40% времени бодрствования.

Кроме того, в 2006 году Кристакис обнаружил, что у 30% дошкольников и у 75% подростков в комнате есть телевизор. Социологи посчитали, что еще в 1971 году средний возраст первого знакомства с телевизором составлял почти 4 года, а сегодня это 5 месяцев.

Правда, до 1997 года младенцев к экрану не сажали, но именно в это время домохозяйка Джули Эйнер-Кларк (Julie Aigner-Clark) придумала линию видеопродуктов для «развития» совсем крошечных детей, которую потом купила компания Walt Disney и вывела на рынок под названием Baby Einstein.

За прошедшие 11 лет «телевидение для младенцев» стало прибыльной индустрией. Только в США продажа DVD для малышей приносит прибыль в 500 млн долларов ежегодно. Как считает Кристакис, появление на рынке новых продуктов связано с «претензией на образованность», которая стала популярной в последние годы. Даже названия программ (Baby Einstein, Brainy Baby) намекают на то, что они способны воздействовать на познавательные способности младенцев. Многочисленные рекламные тексты обещают, что «у младенца одновременно начнет развиваться язык и логика, анализ и многое другое». Такая маркетинговая стратегия себя оправдывает. В исследовании, результаты которого Кристакис с коллегами опубликовал в 2007 году, обследовали 1000 семей. Выяснилось, что основная причина, которая заставляет родителей высаживать младенцев перед экраном телевизора: «это хорошо для их мозга». Так считают более 29% опрошенных.

Но более раннее исследование профессора из Сиднея и его коллег подтвердило, что претензии изготовителей «младенческого видео» на обучающие свойства их продукта необоснованны. Ученые выяснили, что производители ориентируются только на отзывы родителей – их личное впечатление от программ – но не на научную основу.

Кристакис приводит и собранную им статистику. Если в возрасте трех месяцев телевизор включают для  25% детей, то уже к двум годам его смотрят более 80% малышей. И 21% родителей говорят о том, что ребенок у телевизора буквально «развязывает им руки».

Одна из основных задач обучающего видео – научить ребенка говорить как можно раньше. Но ученые выяснили, что ребенок лучше запоминает произношение слов, которые он услышал от «живого» учителя. Тот же голос, записанный на пленку, приносит гораздо худший результат. И результаты исследования в 2007 году 1000 детей 7--16 месяцев не обнаружили никакой пользы от раннего обучения языку путем просмотра телепередач.

Кристакис с коллегами провели исследование еще одной группы детей в возрасте от 7 до 16 месяцев. Выяснилось, что дети, которые смотрели в этом возрасте развивающие речь передачи, знали гораздо меньше слов, чем ребята из контрольной группы, которых не учили подобным методом. Каждый час просмотра «съедал» примерно 6--8 слов. Хотя в выводах исследователи осторожны. Они считают, что могли перепутать причину и следствие. Дескать, обеспокоенные плохим развитием своих чад родители начинали «пичкать» их развивающей продукцией. Хотя какие слова могут рассчитывать родители услышать от своего ребенка -- непонятно.

А исследователи из Бангкока сравнили 110 нормальных детей и 56 малышей с задержкой речевого развития в возрасте 15--48 месяцев. Ученые опросили их родителей, скрупулезно выясняя все условия, в которых развивались ребята. Выяснилось, что дети, у которых обнаружили задержку в развитии речи, начали смотреть телевизор в возрасте около 7 месяцев. Их «нормальные» сверстники впервые увидели «голубой экран» в 12 месяцев. Кроме того, первые смотрели телевизор не меньше трех часов в день, а вторые – меньше двух. Ученые подсчитали, что ребенок, который начинает смотреть телевизор раньше года и сидит перед ним более 2 часов в день, в шесть раз вероятнее испытает проблемы с развитием речи.

Психологи из университета Пенсильвании подошли к проблеме уже – они проверили, как на детей влияют конкретные телепередачи. Для исследования пригласили 51 ребенка и их родителей. Начиная с 6 месяцев дети смотрели популярные в США «образовательные» передачи. Отчет о развитии детей снимался каждые три месяца.

Выяснилось, что есть программы, которые действительно улучшают знания языка, например «Даша-следопыт». А вот после «Телепузиков» и «Улицы Сезам» у смотревших их детей словарный запас и выразительность языка по сравнению с контрольной группой развивались хуже.

«Но тем не менее, -- продолжает Кристакис, -- телевидение заменяет маленьким детям более важные в их возрасте занятия: игры и общение с родителями». Эту проблему профессор считает политической. И говорит, что требуется в первую очередь регулирование рынка продажи «развивающих» видеопрограмм. Кроме того, государство должно уделить больше внимания родителям. Им необходимо более тщательно объяснять, что же действительно полезно для развития их детей.

Более подробно анализ профессора Кристакиса можно изучить в журнале Acta Pædiatrica.

 

Россиян предупредили об опасных последствиях ОРВИ
Реклама