Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:08
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Школьная история без археологии - набор дат

Опубликовано
Текст:

Практически все школьные учебники истории преступно игнорируют научные факты, добытые археологами за последний век. О том, почему преподавание истории осталось на уровне классовой борьбы, корреспонденту Infox.ru рассказал один из ведущих историков России.

Как рассказал корреспондентам Infox.ru доктор исторических наук, профессор Анатолий Мартынов из Кемеровского государственного университета, современная отечественная археология весьма скромно предлагает свои знания для общества. Но общество, тем не менее, хочет получать археологические знания. А так как серьезные научные материалы, предназначенные для «внутреннего использования» среди ученых, до читателя не доходят, и вакуум заполняется бредовыми статьями, которые публикуют даже на первый взгляд серьезные издания.

Как говорит Мартынов, изданиям надо зарабатывать. А такая псевдонаучная информация, поданная простым и доступным языком, легко воспринимается обществом. И достаточно быстро формирует искаженные представления об истории вообще и об отдельных событиях и процессах в частности. По словам Мартынова, альтернативы псевдоученым пока нет. Профессор объясняет это тем, что отечественные ученые пока не готовы давать обществу научно-популярную информацию. Каждый исследователь «варится в собственном соку» и делится данными в основном с коллегами.

Собравшиеся на II Всероссийский археологический съезд, прошедший на прошлой неделе в Суздале, ученые попытались понять причины своей непопулярности в обществе. Например, Андрей Новиков из Института археологии и этнографии СО РАН заявил, что научно-популярной литературы по археологии и истории в России издается очень мало. При этом она либо переводная, либо относится к области псевдонауки. А наши ученые популярные книги не пишут. Несмотря на многочисленные публикации в специализированных изданиях, они так и не научились писать доступным для простого читателя языком.

Поэтому общество имеет весьма туманные и во многом фантастические представления об археологии как науке. Не говоря об археологических периодах в жизни человечества и о том, что дал каждый из этих периодов прогрессу. Профессор Мартынов считает, что основной причиной такого невежества стала сама система российского образования в области истории. Даже достаточно поверхностный анализ современных учебников для средних школ, который провел Мартынов, показал, что в них нет самых простых и необходимых знаний по археологии. Из современных пособий ученики так и не узнают, когда и что изобрело человечество и какие преимущества дали открытия для дальнейшего развития.

Несмотря на то что российское образование сейчас переживает массу структурных реформ, ему не хватает реформ содержательных, считает Мартынов. И неважно, «правильные» или «неправильные» учебники сейчас читают школьники, -- все программы построены на изучении социально-политической истории. А «другой» истории в школах не преподают. Ученики по-прежнему слушают о всем знакомой эволюции исторического процесса, классах, классовой борьбе, войнах, революциях и разнообразных событийных хронологиях. Нередко упор делается в основном на новую и новейшую историю, да еще и с политическим оттенком.

Но все, что касается археологии, явно выпадает из учебного процесса. Учащихся лишили информации об археологических памятниках нашей страны, их евразийской и национальной ценности, современных достижениях ученых, их методах и открытиях. Даже история Древнего Востока, Греции и Рима подается так, словно все знания ученые получили не выходя из кабинетов, а не на основании археологических открытий. Несмотря на то что реконструкция истории Древнего мира происходила в основном на тех данных, которые получили археологи. Отечественная история едва ли не в худшем положении. Да и вообще археология для большинства до сих пор наука экзотическая – не то краеведение, не то пустая трата времени на изучение чего-то ненужного.

Как рассказал Мартынов, не лучше обстоит дело с историческим образованием и в вузах, особенно при подготовке специалистов по неисторическим гуманитарным и негуманитарным направлениям. Да и профессиональное историческое образование не устанавливает связи между историей Древнего мира и археологическими открытиями. А во многих учебниках вообще нет упоминаний об археологах и о том, что вся история Древнего Востока открыта именно ими.

Особенно Мартынов выделил предмет под названием «культурология», который сейчас преподается как общеобразовательный во всех вузах страны. Как отмечает профессор, сейчас выпущено огромное количество учебников по этому предмету. Мартынов проанализировал представленные материалы и обнаружил , что почти все они написаны философами – кандидатами и докторами философских наук. А вот археологов или этнографов среди авторов он не встретил. Да и содержание учебных пособий профессора Мартынова удивляет.

Как он рассказал в своем докладе, современная культурология -- это скорее «философия культуры». То есть иллюстрация философских взглядов на процесс развития культуры. Например, о существовании материальной культуры авторы постоянно «забывают», рассматривая только духовную культуру. Да и сама «культура» начинается то с Возрождения, то с Древнего Рима, но не раньше. А первобытной культуре в лучшем случае посвящены отдельные страницы.

Как подчеркивает Мартынов, нормальное преподавание истории, которое будет интересно ученикам, начнется тогда, когда в России появятся учебники, соответствующие уровню развития современной археологии. То есть содержащие и ту информацию, которую накопили археологи.

Для эталонного «Наполеона» достаточно сковороды: готовим ленивый торт без выпечки — лучше классики
Реклама