Лучший женский баскетбольный клуб страны УГМК вопреки логике был лишен права принять у себя в Екатеринбурге «финал четырех» Евролиги. Причиной послужил давний конфликт между уральским клубом и Европейской федерацией баскетбола (FIBA-Europe). О наличии разногласий прекрасно известно президенту Российской федерации баскетбола Сергею Чернову. Он рассказал корреспонденту Infox.ru подробности этой истории.
Редкостное лукавство
8 марта, в Международный женский день, Европейская федерация баскетбола (FIBA-Europe) преподнесла российским баскетболисткам специфический подарок, лишив их возможности сыграть «финал четырех» Евролиги у себя на родине. В борьбе за это право Екатеринбург и подмосковное Видное обошла Валенсия. На первый взгляд, ничего особенного не случилось.
Но насторожила в первую очередь мотивировка подобного решения. Как было объявлено, выбор пал на Валенсию по той причине, что Испания уже давно не принимала столь крупные соревнования. Однако для того чтобы усомниться в откровенности подобного заявления, достаточно поинтересоваться, где проводился предыдущий «финал четырех» женской Евролиги. А он прошел в испанском городе Саламанка. Если копнуть еще глубже в историю, то можно увидеть, что Валенсия принимал итоговый турнир Евролиги три года назад.
Примечательно, что Россия в последние годы принимала «финал четырех» один раз -- в 2007 году, когда хозяином являлся клуб из Видного. И, по логике вещей, при отсутствии иных конкурентов все говорило за то, чтобы турнир принял УГМК из Екатеринбурга.
Месть FIBA-Europe
Но у руководства Европейской федерации баскетбола (FIBA-Europe) был иной взгляд на этот вопрос. Об этом Infox.ru рассказал президент Российской федерации баскетбола (РФБ) Сергей Чернов, который является также вице-президентом FIBA-Europe.
«Решения, согласно которому именно Россия должна была принять «финал четырех», не существовало. Его бюро европейской федерации не принимало», -- пояснил для начала Чернов, после чего рассказал подробности этой истории.
«Я хорошо знаком с ситуацией вокруг УГМК. Дело в том, что FIBA еще осенью мне сказала о том, что УГМК опять подал на них в суд с требованием поменять регламент соревнований, -- пояснил президент РФБ. -- Перед отъездом я общался с президентом клуба Андреем Анатольевичем Козицыным и сказал ему, что буду пробовать, чтобы «финал четырех» отдали УГМК. Однако эта и история с судом серьезно повлияла на ситуацию».
Дело в том, что между УГМК и FIBA-Europe последние годы существуют серьезные разногласия -- в первую очередь по вопросу формирования четвертьфинальных и полуфинальных пар Евролиги. В начале 2008 года екатеринбургский клуб подал иск с требованием внести изменения в регламент, однако арбитражный суд Международной федерации баскетбола (FIBA) его отклонил. И вот, как оказалось, осенью прошлого года УГМК вновь попытался силовым путем добиться изменения пункта правил регламента, согласно которому клубы из одной страны лишены возможности сыграть в финале. При формировании полуфинальных пар эти команды вынуждены встречаться между собой.
«Генеральный секретарь FIBA-Europe (Нар Занолин. -- Infox.ru) не любит, когда его критикуют. И я предполагал подобное развитие событий и даже предупреждал УГМК о возможности подобного решения еще осенью. Но в клубе решили до конца отстаивать свои позиции. И это, наверное, правильно», -- сказал Чернов.
«В субботу я разговаривал с членами FIBA, которые очень долго определялись с выбором места проведения «финала четырех». Однако после принятого решения от них я слышал такие слова: «Мы готовы были выбрать Екатеринбург, но нам будет неудобно перед остальными клубами и федерациями, если мы будем давать право проводить «финал четырех» клубу, который подает на нас в суд», -- добавил он.
«Открыто выступаю против генерального секретаря FIBA-Europe»
При этом Чернов разделяет позицию УГМК. И по-другому быть не могло. Ведь существующие сейчас нормы позволяют дойти до финала только одному российскому клубу. Хотя очевидно, что сильнее УГМК и «Спартака» в Европе клубов нет. Об этом говорит хотя бы то, что последние три года чемпионом Евролиги становился подмосковный клуб. И дважды на стадии полуфинала ему приходилось обыгрывать УГМК.
Не трудно догадаться, почему клуб из Екатеринбурга столь активно продолжает гнуть свою линию. Однако союзников в этой борьбе у него нет, что и предопределило очередное поражение.
«Слушание по этому делу уже было, и FIBA его выиграла. Очередная апелляция будет бессмысленна. Если бы иск подавался от имени всех клубов, которые участвуют в Евролиге, то это одна ситуация. Но, кроме России, это больше никому не надо», -- сказал Чернов.
«Я открыто выступаю против политики генерального секретаря FIBA-Europe. Выступаю на бюро, на совещаниях. Но сейчас в федерации идет серьезная борьба. В мае пройдут выборы президента, от которого будет зависеть и судьба генерального секретаря. Это должность назначаемая», -- поведал президент РФБ.
Предвыборная истерия
В связи с этим ситуация могла бы быть сразу разрешена в пользу российских клубов, если должность президента FIBA-Europe получит Чернов. Однако он исключает для себя подобную возможность.
«Перед президентом ставится одно условие: он не должен быть причастен к другим баскетбольным организациям. Так что, если я стану президентом, я буду должен покинуть свои посты в федерации, суперлиге, Единой лиге ВТБ и сборных России. А на таких условиях я не хочу оставлять российский баскетбол», -- рассказал он.
«Я предлагал поменять устав, регламент. Уже была создана комиссия, но… У кого сегодня власть, а власть в таких вопросах находится у генерального секретаря, тот и решает. Он (Занолин. -- Infox.ru) прекрасно понимает, что если я приду, то его не будет. Он хочет, чтобы изменений в уставе не было», -- заявил Сергей Чернов.
Впрочем, несмотря на непростую ситуацию, президент РФБ уверен, что в следующем году «финал четырех» пройдет в Екатеринбурге.