Незадолго до старта зимних Олимпийских игр российские спортсмены подняли проблему, о которой до последнего времени руководители отечественных федераций предпочитали умалчивать. Олимпийский комитет России вопреки интересам спортсменов оставляет часть тренеров и обслуживающего персонала сборных без олимпийских аккредитаций, которые уходят в руки людей, далеких от спорта.
«Олимпийские аккредитации нередко используются не по прямому назначению»
О существовании подобной проблемы известно уже давно. В свое время тему нецелевого использования олимпийских аккредитаций поднимал тогда еще глава Федерального агентства по физической культуре и спорту (Росспорт), а ныне президент хоккейного ЦСКА Вячеслав Фетисов.
«Сложно отследить, кто получает аккредитации, которые МОК по существующему регламенту выделяет каждой делегации. Как показала практика предыдущих Игр, они нередко используются не по прямому назначению. Такие аккредитации должны выдаваться тем, кто обеспечивает спортсмену результат, во имя которого затрачиваются колоссальные бюджетные средства, физические и моральные усилия спортсменов, тренеров, массажистов, медперсонала. Нецелевое использование аккредитаций недопустимо», – рассказал незадолго до старта Олимпиады в Пекине Фетисов, выступая перед парламентариями в Государственной думе.
Прошло два года, и, судя по всему, тогдашнее выступление руководителя ныне уже несуществующего Росспорта результатов не дало. В минувший вторник во время проводов на Олимпиаду сборной России по конькобежному спорту председатель попечительского совета Союза конькобежцев России (СКР) Александр Абрамов, выступая перед спортсменами, поинтересовался, сталкиваются ли они с проблемами при подготовке к Играм. Слово взяла призер Олимпиады-2006, лидер сборной Екатерина Лобышева.
Спортсмены просят аккредитовать тренеров
«Есть одна большая проблема, – приводит слова Екатерины Лобышевой «Весь спорт». – Заслуженный тренер России Владимир Рубин, который подготовил в сборной меня, Катю Шихову, Аллу Шабанову, не едет на Олимпиаду. Весь нынешний сезон он работал в команде вместе со старшим тренером Валерием Муратовым. Девочки к нему привыкли, и мы все ждали, что Рубин поедет в Ванкувер. Перед стартом он может очень здорово поддержать психологически, не говоря уже о том, чтобы поточить коньки. Считаю, тренер полностью заслужил право быть с нами в Ванкувере. Но, к сожалению, его оформили только на предолимпийский сбор в Калгари. Оттуда мы полетим в Ванкувер, а Рубин должен будет вернуться домой».
«Я думаю, если уж женскую командную гонку рассматривают в качестве претендента на олимпийские медали, стоит решить вопрос и помочь нам, девочкам и нашему тренеру», – добавила она.
Данная ситуация представляется крайне удивительной, учитывая число российских конькобежцев, которые отобрались на Олимпиаду, – 19. Эта цифра еще не окончательная, однако, если даже она несколько уменьшится, число аккредитаций все равно будет довольно большим. Дело в том, что по правилам Международного олимпийского комитета (МОК) федерации получают аккредитации в соответствии с числом спортсменов, которых они делегируют. По две на каждого участника Игр. Получается, что, если даже МОК допустит к участию в соревнованиях 17 российских конькобежцев, СКР получит возможность аккредитовать такое же число людей, входящих в тренерский и обслуживающий персонал.
Применительно к данной ситуации удивительно, что, имея столь значительное число аккредитаций, не нашлось места тренеру ведущей конькобежки сборной. За разъяснениями Infox.ru обратился к вице-президенту СКР Владимиру Комарову.
«Рубин – личный тренер Лобышевой. И у каждого спортсмена есть личный тренер. Но мы не можем каждого личного тренера аккредитовать на Олимпийские игры. Есть тренеры сборных команд, которые готовят спортсменов. Они аккредитованы, в том числе и тренер по спринту, с которым Лобышева работает. Она просто пользуется моментом, что она сейчас ведущая спортсменка, и потому ратует за включение Рубина. И все же, думаю, мы найдем выход из положения, тем более что Рубин работает с Муратовым. На вторую половину Олимпийских игр, когда будет проходить командная гонка, я думаю, мы его аккредитуем», – рассказал Комаров.
Надо пояснить, что всего существует два вида олимпийских аккредитаций – GT, которая предназначена для почетных гостей турнира, и AO – для менеджеров, спортсменов и тренеров сборных. Основное отличие между ним заключается в том, что при проходе в Олимпийскую деревню обладатели второго вида аккредитаций избавлены от необходимости заказывать пропуск. Неудивительно, что влиятельные люди из мира политики, бизнеса, шоу-бизнеса и спорта, желающие посетить Олимпиаду, мечтают именно об AO, или, как их еще называют, «рабочих» аккредитациях. А заполучить ее, как оказывается, не проблема.
«А куда деваться руководству Олимпийского комитета России?»
«Проблема выдачи аккредитаций не тем, кому полагается, существует, – рассказал Infox.ru на условиях анонимности один из сотрудников федерации конькобежного спорта. – Конечно, на аккредитации самих олимпийцев никто не зарится. А вот часть аккредитаций, которые могли достаться тренерам и обслуживающему персоналу, получают нужные Олимпийскому комитету люди. Уверен, что сейчас эту ситуацию уже не исправить. Насколько мне известно, списки с именами этих персон уже отправлены в Международный олимпийский комитет. А МОК не будет разбираться с тем, кому достанутся эти аккредитации».
Именно Олимпийский комитет России определяет квоту для той или иной федерации и составляет список аккредитованных лиц. «Аккредитаций никогда не хватает, – подтвердил наличие проблемы Комаров. – Потому что все хотят быть в составе официальной делегации, в том числе и гости. А список тех, кто поедет, определяет руководство Олимпийского комитета России. Наша задача определиться со спортсменами и обслуживающим персоналом. И затем доказать, что нам надо именно столько аккредитаций. И если у нас это получается, то мы получаем необходимое количество».
При этом вице-президент СКР подчеркнул, что никакого давления со стороны руководства ОКР не оказывается. Однако уже на упомянутом вторничном заседании он все же признал, что руководство комитета выделяет аккредитации людям, далеким от спорта. «А куда деваться руководству Олимпийского комитета России? Мы должны учитывать, что помимо непосредственно тренеров и обслуживающего персонала олимпийских команд по разным видам спорта есть ВИПы, гости и так далее», – приводит слова Комарова корреспондент «Всего спорта», попавший на закрытую часть церемонии проводов.