Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:40
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Вулкан заглушил песню

Опубликовано
Текст:

Вулканический пепел сорвал московские гастроли зарубежных звезд. Организаторы концертов отказываются возвращать деньги за билеты, ссылаясь на форс-мажор. Доказать ущерб в суде будет сложно, предупреждают юристы, специализирующиеся на защите прав потребителей.

Нарушение авиасообщения над Европой из-за извержения исландского вулкана Эйяфьялаекюдль помешало гастролям западных артистов в России. Исполнители не смогли прилететь в Москву, но билеты на запланированные концерты были проданы. Недовольные зрители жалуются в Общество защиты прав потребителей.

16 апреля в Москве состоялся музыкальный фестиваль MayDay. На мероприятие должны были прилететь шесть зарубежных артистов, в том числе немецкий диджей Paul van Dyk (на билетах было обозначено: Paul Van Dyk & others). Один из потребителей (описывает историю на форуме ОЗПП) приобрел два билета по 1,2 тыс. руб. каждый. Билеты были куплены у рекомендованного организаторами агентства TicketStream.

За два часа до концерта организаторы официально объявили, что, несмотря на всем известные сложности с авиасообщением, некоторые артисты уже прилетели в Москву. «Еще часть уже в самолетах/аэропортах и ждут разрешения на взлет. До последнего момента будут приложены все усилия, чтобы артисты прилетели. В любом случае запасной line-up составлен и включает в себя по меньшей мере шесть артистов. MayDay состоится», -- говорилось в сообщении.

«Кто прилетел, кто нет -- информация организаторами никак озвучена не была, списка новых участников не было», -- жалуется потребитель. «Попытки вернуть билеты нашли отказ в лице организаторов. Я, прочитав на сайте самого артиста информацию о том, что он не прилетит и участвовать не будет, на концерт не пошел. На руках остались два билета», -- продолжает он.

В результате вместо ожидаемых шести артистов выступили двое из заявленных, остальных заменили на российских, «не соответствующих уровню мероприятия», рассказывает потребитель.

«Организаторы отказываются возвращать деньги, ссылаясь на форс-мажор и на то, что мероприятие состоялось. Но на билете у меня написан артист, который не выступал!» -- возмущается пострадавший. По его мнению, организаторы вводили в заблуждение людей, не извещая об изменениях, чтобы они зашли и забрали билеты, а ночью, во время фестиваля, удалили всю информацию об этом событии со своей страницы в сети.

Юристы объясняют, что если у потребителя есть возможность отказаться от участия в мероприятии за несколько дней до него, то ему должны вернуть всю уплаченную сумму, за исключением тех расходов, которые понесли на его обслуживание.

«Но понятно, что выделить расходы с конкретным потребителем в данной ситуации невозможно», -- говорит юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк. «То есть если потребители отказываются до мероприятия за какой-то срок, то возврату подлежит полная сумма. Этот отказ нужно направлять непосредственно организаторам мероприятия. А наценку агентства, боюсь, вернуть невозможно, потому что его функции (продажа билета) выполнены и к их качеству претензий нет», -- объясняет он.

Извержение исландского вулкана -- типичный форс-мажор. «Но в любом случае потребитель имеет право отказаться от любой услуги, если интерес утрачен, и понятно, что ничего не состоится в том формате, который был изначально заявлен», - утверждают юристы ОЗПП. Если качество услуги не соответствует заявленному, возврат денег и расторжение договора также должны последовать. «Но в этой ситуации потребителю нужно доказать, что недостаток имеет существенный характер», -- говорит Дмитрий Лесняк. «Расторжение договора возможно тогда, когда сторона в значительной мере лишилась того, на что имела право рассчитывать. Значительность меры и существенный характер недостатка -- это вопрос в данной ситуации достаточно условный, и нельзя исключать это из судебных процессов, где придется доказывать, что именно это изменение культурной программы имело для вас определяющий характер», -- заключает он.

На каждый концерт или другое подобное мероприятие заключается отдельный контракт, который обсуждается между заказчиком и артистом или его продюсерским центром. «И в контракте обговорено, кто несет ответственность в случае форс-мажора», -- говорит промоутер компании Euroconcert Promo Group Никита Орлов. «Люди просто не будут судиться из-за такой небольшой суммы», -- считает он.

Реклама