Российские дилеры Ford продают машины, не соответствующие заявленной комплектации, утверждают юристы, специализирующиеся на защите прав потребителей. Ранее в Общество защиты прав потребителей обратился пострадавший, автомобиль которого не был оснащен фильтром стоимостью более 1 тыс. евро.
Александр Глущенко, обратившийся в Общество защиты прав потребителей, приобрел автомобиль Ford Mondeo с дизельным двигателем в салоне «Форд Центр Кунцево» (официальный дилер Ford в России) в мае этого года. По словам потребителя, при осмотре машины продавцу было указано на черный дым выхлопа. Продавец объяснил это малым количеством бензина в баке и предложил просто заправиться. При этом в акте осмотр не был зафиксирован, утверждает Александр Глущенко. Тогда покупатель обратился к дилеру. После осмотра приемщик согласился с тем, что «дымит ненормально», но, поскольку ошибок в работе авто не обнаружено, можно ездить дальше – «может, со временем само пройдет».
После того как через неделю езды на машине никаких изменений не было, потребитель записался на диагностику.
«Провозились с машиной день, вернули в том же состоянии со словами: «Компьютер все показывает в норме, что делать -- не знаем», -- рассказывает потребитель.
Александр Глущенко написал жалобу в автосалон. «Брать отказались с мотивировкой «вечером начальства нет», -- жалуется клиент. После отправки претензии по почте Александра все-таки вызвали на диагностику. По словам потребителя, машину «смотрел уже сам начальник цеха, подтвердил ненормальность работы (у самого такой же двигатель)». Александру предложили оставить машину на несколько дней.
«Два дня они с ней возились, и в результате после третьей поездки к дилеру и двухсуточного пребывания машины на диагностике было выяснено, что на данном конкретном ФМ-4 2,0 TDCi противосажевый фильтр отсутствует как класс», -- говорит Александр Глущенко.
Александру сказали, что это особенная комплектация для рынков бессажевого фильтра, например, для стран Южной Америки, пытаясь убедить, что фильтр автомобилю не нужен вовсе – можно ездить и без него. Письменно это никак не было подтверждено, говорит потребитель.
Через некоторое время Александр Глущенко получил ответ на свою претензию: «Заявленный вами дефект визуально не подтвердился, недостатков при диагностике не обнаружено. Всегда рады видеть».
По словам Александра, он возмущен тем, что приобретенный в салоне автомобиль не соответствует заявленным стандартам, в инструкции по эксплуатации, переданной вместе с машиной, а также на сайте производителя указано, что противосажевый фильтр – обязательная деталь дизельных авто Ford.Стоимость только замены противосажевого фильтра составляет 1,2 тыс. евро.
Александр Глущенко подал в суд иск на «Форд Центр Кунцево». В суде интересы потребителя защищала юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» Мария Свиридова. Юрист ОЗПП рассказала Infox.ru, что мотивировочной части решения суда пока еще нет.
«Скорее всего, судья согласилась с возражениями ответчика о том, что, несмотря на то что этого фильтра нет, в машине нет недостатка, хотя именно отсутствие этого фильтра и делает автомобиль с недостатком», -- говорит Мария Свиридова. «Но поскольку машина все-таки подлежит эксплуатации, соответствует российским требованиям, которые ниже, чем европейские, то единственная ожидаемая вещь, которую истец может предъявить – это то, что он на этой машине не может въехать в Европу, если, например, захочет поехать в автотур, поскольку машины с двигателем Евро-3 в Европе запрещены к въезду, выезду и ввозу», -- объясняет она.
Согласно информации на сайте производителя, на всех дизельных двигателях, которые Ford устанавливает на свои машины, ест фильтр DPF –фильтр твердых частиц, говорит Мария Свиридова. «На этой машине его нет. Это машина более низкого класса, которую уже несколько лет, видимо, Ford не выпускает, по крайней мере, не афиширует такой выпуск», -- считает юрист.
«Между тем на судебном заседании очень странно смотрелось то, что ответчик не смог предоставить каких-либо документов о том, что Ford такие машины делает», -- недоумевает Мария Свиридова. Позицию ответчика с утверждениями, что машина нормальная, и «ну нет фильтра и нет, ну черное облако за вами, вам-то это не мешает, вы же сидите в кабине», суд принял.
По словам Марии Свиридовой, истец «запредельных требований не выдвигал». Александр Глущенко требовал уменьшить стоимость данного автомобиля на стоимость отсутствующего в машине фильтра. «Получилось где-то 60 с лишним тысяч рублей, убытки и небольшой моральный вред, который он сам оценил в 10 тысяч рублей», -- рассказывает юрист ОЗПП.
По мнению защитника Александра Глущенко, суд подошел к рассмотрению этого дела «достаточно формально», поскольку принял нормальным отсутствие детали, которая хоть и не является существенным недостатком, обозначена в документах.
«Мы не ожидаем положительных результатов в этом деле», -- говорит Мария Свиридова. «Я предполагала, что ответчик принесет на суд какие-то документы о том, что эта машина также выпускается «Фордом», имеет те же серийные номера. Но ответчик не предоставил никаких доказательств, сослался на ПТС (паспорт транспортного средства), условия договора и действующее законодательство в отношении машин, которые подлежат ввозу и соответствуют требованиям РФ к транспортным средствам», -- объясняет она.
Юрист салона «Форд Центр Кунцево» (официальный дилер Ford в России) отказался от комментариев. «Была представлена полная доказательная база со стороны ответчика, а юристы истца, видимо, вступили в процесс на финальной стадии», -- говорит источник, близкий к компании.