Производители текстиля просят Владимира Путина поднять импортные пошлины на одежду. Но импортеры уверены: российский рынок одежды пострадает из-за резкого роста цен, потому что российские фабрики все равно не смогут конкурировать с международными брендами сегмента класса «люкс».
Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности обратился в правительство с просьбой повысить размер импортных пошлин на готовую одежду. Масштабы повышения в материалах отраслевой ассоциации не указаны (сейчас в среднем 20%). Также производители просят утвердить ставки пошлины на все виды импортной обуви на уровне 20-25% (сейчас в среднем 10-15%). Это, по мнению руководителей союза, «укрепит позиции российских производителей на внутреннем и внешнем рынках».
Розничный товарооборот изделий текстильной и легкой промышленности в 2008 году достиг 2 трлн рублей, что составляет 25,2% общего товарооборота непродовольственных товаров в России. На долю отечественных товаропроизводителей приходится 20% общего объема продаж текстильной и легкой промышленности, на официальный импорт – 38%, а остальные 42% (или 833 млрд рублей) составляют товары теневого производства или незаконно ввезенные на территорию России.
Но коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян считает отказ от аутсорсинга в пользу создания местных фабрик «необдуманным и бесперспективным решением». «Мы всегда думали, что это не поможет, реконструировать в России старые фабрики и создавать новые просто нерентабельно. Если даже возродить российское производство, стоимость продукта будет непомерно выше, чем в Китае. Чтобы сделать в России фабрику, подобную китайским, нужны огромные инвестиции со стороны государства. Но такие фабрики неконкурентоспособны, и стоимость изделий точно не будет ниже», -- поясняет она.
Максим Агаханов, креативный директор компании «Энрофф» (ТМ Topshop, Mexx, Pinko, CK by Calvin Klein), согласен: «Курс рубля к евро сильно меняется, и если еще будут введены дополнительные пошлины, это скажется на цене товара и тогда импортная одежда у нас будет стоить заоблачные деньги», -- заявляет он.
На люксовом сегменте fashion-рынка возможное повышение ставок таможенных пошлин отразится «очень существенно», полагает Ануш Гаспарян. «Если сопоставлять с европейскими странами, люксовые вещи у нас стоят на 30-35% дороже хотя бы за счет высоких арендных ставок. А если пошлины повысятся, то продажи будут значительно хуже. Тем более нет никаких альтернатив по замене люксовых марок», -- заключает она.
Отраслевые эксперты делят верхний сегмент рынка одежды на три категории: pret-a-porte de luxe, pret-a-porter de designers и bridge diffusion labels. К категории pret-a-porte de luxe относятся иностранные бренды Dolce & Gabbana, Giorgio Armani, Hermes, Louis Vuitton, Valentino, Yves Saint Laurent и другие. В сегмент pret-a-porter de designers входят иностранные бренды Paul Smith, Prada, Gucci, Burberry, Hugo Boss, GF Ferre и другие, а также российский бренд Сhapurin (одежда от дизайнера Игоря Чапурина). Сегмент bridge diffusion labels объединил в себе иностранные бренды Trussardi Jeans, Just Cavalli, D & G, Patrizia Pepe, Fred Perry, Lacoste и прочие. Из российских брендов этой категории можно выделить Alena Ahmadulina, Viva Vox, Yudashkin Jeans, Zimaletto, Vemina, Masha Tsigal.
Основные поставщики товаров верхнего ценового сегмента – Франция и Италия.
Российские производители одежды признают: повышение импортных пошлин не решит проблем отрасли. «Эти изменения абсолютно ничего не дадут», -- говорит Андрей Куприянов, директор по развитию компании Glance (90% продукции компании производится в России). «Производить нужно там, где соотношение «цена-качество» наивысшее для каждой конкретной марки. И для определенных марок бессмысленно производить свою продукцию в России, если они конкурируют по цене. России не нужно конкурировать по издержкам, потому что всегда будут страны, где производить дешевле. Это Китай, Индия, Вьетнам и прочие», -- резюмирует он.