Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:02
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Дискаунтеры копируют государство

Опубликовано
Текст:

В России невозможно развивать бизнес по модели дискаунтеров. Предприниматели используют государственную модель изменения цен, повышая их без достаточных экономических оснований. Емкость рынка не позволяет создать оборот, способный окупить низкие цены.

Для экономики дискаунтеры полезны, говорит директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев. «Низкие цены не только поддерживают потребительский спрос, но и, увеличив обороты компаний, позволят собирать с них больше налогов», -- поясняет он.

Дискаунтерами называют предприятия, торгующие товарами или услугами по сниженным ценам, без предоставления дополнительных услуг. В России такие компании работают в розничной торговле (магазины эконом-класса «Копейка», «Пятерочка», «Фамилия») и в сфере авиаперевозок (Skyexpress, Avianova).

Профессор Высшей школы экономики, бывший заместитель министра экономики России Владимир Коссов говорит, что дискаунтеры в России трудно приживаются из-за политических рисков. «Из-за опасений того, что бизнес будут «кошмарить», максимальный срок, на который предприниматели вкладывали до кризиса деньги, составлял четыре года. Именно за столько проект в России должен окупиться. Иными словами, прибыльность бизнеса должна составлять 25% годовых. Для дискаунтеров это недостижимо», -- говорит он.

Адаптировать дискаунтеры к российской модели бизнеса трудно: она отличается негибкостью цен и слабой реакцией на изменение спроса. «Даже в кризис, когда весь мир снижал цены, чтобы поддержать оборот, у нас цены росли, хотя оборот сильно упал», -- напоминает Алексей Ведев.

Компании ориентированы на высокую норму прибыли, они боятся постепенно наращивать оборот: есть риск, что вложения не успеют окупиться. Бизнесмены скорее предпочитают продавать поменьше, но подороже, довольствуясь небольшой прибылью, чем продавать больше, но дешевле, и за счет оборота увеличить прибыль, говорит заведующий кафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при правительстве, академик РАН Абел Аганбегян. «Если продавать дешевле, можно поддержать спрос, особенно в кризис, и увеличить общую сумму заработанных средств», -- напоминает экономист.

По его словам, бизнесмены копируют правительство, которое допускает повышение тарифов естественных монополий. «Не только потому, что цена на энергоносители заложена в себестоимость товаров, но и потому, что это знак. Если правительство повышает цены, предприниматели тоже повышают», -- говорит Абел Аганбегян.

Дискаунтеры поделили проблемы

В разных областях дискаунтеры сталкиваются с разными трудностями. Компании, торгующие товарами народного потребления, несут издержки, связанные с арендой помещений, ремонтом, поставками, перевозкой, обращает внимание директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.

Открывать дисконтный магазин в центре Москвы невыгодно, аренда будет слишком дорогой. «Если вы делаете дискаунтер в Подольске, предполагается, что покупатели будут ездить к вам на машине. Но люди, у которых есть машина, не всегда готовы поехать далеко, чтобы сэкономить 1000 рублей», -- поясняет он.

Другая причина невысокой популярности дискаунтеров в России -- избалованность ритейлеров покупателями, готовыми переплачивать за товары и услуги. «Ориентируясь на безумный спрос последних лет, ритейлеры не заинтересованы в снижении цен», -- говорит Владислав Иноземцев. По его словам, в московских химчистках цены в 2,5 раза выше, чем в парижских. «Но даже при таком уровне цен в любой химчистке очередь из трех-четырех человек. Зачем химчисткам снижать цены?» -- недоумевает экономист.

Ситуацию с дискаунтерами в сфере розничной торговли Владислав Иноземцев оценивает как перспективную. «Во Франции и Германии разница между ценами в центре города и в крупных моллах на окраинах меньше, чем в России. Хотя мелким дискаунтерам выходить на этот рынок у нас достаточно сложно», -- говорит экономист.

Низкобюджетные авиакомпании не выживают из-за маленького объема рынка, отсутствия инфраструктуры и спроса на услуги. «Авиадискаунтеры в Европе быстро выходят на большие объемы. Ryan Air, Easy Jet делают до сотни рейсов в день. Чтобы выйти на этот рынок в России, нужно быть уверенным в том, что сможете продавать большое количество рейсов в день, это позволит окупить невысокую цену на билет. На маленьких рынках такой бизнес не работает», -- говорит Владислав Иноземцев.

По словам управляющего российским авиадискаунтером «Авианова» Эндрю Пайна, главное препятствие для развития низкобюджетных перевозок в России -- чрезмерная жесткость экономического регулирования и высокие сборы за аэропортовое обслуживание. «Все расходы авиакомпаний, связанные с отчислениями в бюджет в виде налогов, сборов и прочих платежей, в итоге оплачивают пассажиры, поэтому тарифы на авиабилеты в России в среднем в три-четыре раза выше, чем в Северной Америке или Европе», -- говорит он. Таможенные сборы и налоги на самолет иностранного производства, импортируемый для эксплуатации в России, составляют около 40% его стоимости, приводит пример Эндрю Пайн.

«Чтобы продавать авиабилеты по ценам от 250 рублей и оставаться прибыльными, приходится жестко контролировать расходы», -- признается он. Управляющий авиадискаунтером убежден, что «если государство заинтересовано в развитии регионального бизнеса и внутреннего туризма, оно должно быть заинтересованно в развитии low-cost-перевозок». «Особенно если учесть, что низкобюджетные авиакомпании имеют важное социальное значение, особенно в России», -- добавляет Эндрю Пайн.

«Почта России» выставила на торги офисы и склады из-за убытков
Реклама