Впервые с начала кризиса промышленные предприятия решили отказаться от увольнений и перейти к найму работников. Обеспеченность заказами вернулась на докризисный уровень. Массовый набор работников возможен в пищевой и химической отраслях, считают эксперты Института экономики переходного периода.
В исследовании «Российская промышленность в январе 2010 года», подготовленном лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), отмечается, что интенсивность увольнений на российских предприятиях не отличалась от декабрьской, особенно интенсивными увольнения были в стройиндустрии, легкой и лесной промышленности, но кадровые планы предприятий в январе сменились с «резко негативных» на «определенно позитивные» и достигли кризисного максимума. «Таким образом, российская промышленность впервые в ходе текущего кризиса заявила о желании отказаться от увольнений и перейти к найму работников», -- делают вывод авторы бюллетеня. По их словам, самый массовый наем работников возможен в пищевой и химической отраслях.
«Потребность в новых сотрудниках в химии, связана, скорее всего, с экспортом: в мире надут очередной пузырь кредитного спроса, -- комментирует выводы исследования ИЭПП главный экономист инвесткомпании «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц. -- С другой стороны, этот процесс вызвал в России и некоторый рост внутреннего спроса, что помогает явно ориентированным на него пищевой и легкой промышленности».
Сокращение численности работников в январе позволило предприятиям немного выправить ситуацию с оплатой труда, отмечают авторы бюллетеня. Доля предприятий с уровнем зарплат ниже нормы опустилась с кризисного максимума 59% (во втором квартале 2009 года) до 47% в январе 2010-го, а больше всего предприятий с нормальными зарплатами в январе зарегистрировано в металлургии (70%), пищевой промышленности (65%) и химии (58%). Хуже всего ситуация в легкой промышленности и стройиндустрии, где этот показатель составляет лишь 37%.
«Но то, что увольнение сотрудников в январе привело к увеличению зарплат, не означает, что наем новых сотрудников в будущем приведет к уменьшению их зарплат, -- подчеркивает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло. -- Промышленность планирует не просто нанимать работников, а нанимать их под конкретные заказы. Обеспеченность заказами на будущее, по мнению производителей, в январе сильно выросла. Этим и вызвано их желание увеличивать выпуск продукции и нанимать новых работников».
По его словам, 2010 год для российских промышленников начался с активного наполнения портфеля заказов. «Обеспеченность заказами возросла за квартал с 4,9 до 7,2 месяца и вернулась к докризисному уровню», -- говорит эксперт. Самых больших успехов по этому показателю в сравнении с кризисным январем 2009 года удалось добиться машиностроению, обеспеченному работой на 9 месяцев, и металлургии (8 месяцев). На 4,4 месяца обеспечены работой предприятия химии и нефтехимии, на 3,7 месяца -- предприятия пищевой промышленности, на 3,2 месяца -- лесной. «Легкая промышленность и стройиндустрия имеют самые низкие абсолютные уровни 2010 года -- и никаких успехов даже по отношению к 2009 году», -- добавляет Сергей Цухло.
Благодаря увеличению портфеля заказов производители и повысили свои планы как по выпуску продукции, так и по найму новых сотрудников, поясняет экономист. «Январские производственные планы предприятий на февраль-март улучшились по сравнению с планами, зарегистрированными в декабре, сразу на 52 пункта», -- говорится в бюллетене ИЭПП. По словам заведующего лабораторией, это рекордный взлет оптимизма за всю историю проведения опросов с 1992 года. Снижение выпуска в январе планировали только предприятия черной металлургии и стройиндустрии.
Столь оптимистичные планы производителей на ближайшие месяцы основываются на позитивной динамике спроса и выпуска в январе. По данным ИЭПП, спрос на промышленную продукцию после очистки от сезонности в первом месяце текущего года впервые в ходе текущего кризиса перестал снижаться -- доля сообщений о снижении продаж сравнялась с долей сообщений о росте.
Вслед за спросом начала приходить в норму динамика выпуска. По оценкам предприятий, в январе 2010 года промпроизводство продолжило (после очистки от сезонности) рост с прежней интенсивностью. «Таким образом, с сентября 2009 года опросы регистрируют в промышленности приличный и более-менее устойчивый рост выпуска», -- делается вывод в бюллетене.
Но Сергей Цухло призывает не преувеличивать положительные сигналы января. «Все-таки январь -- это довольно сложный месяц с точки зрения наблюдений за промышленностью, поскольку субъективно производители хотят начать новую жизнь и часто преувеличивают свои возможности, -- говорит исследователь. -- Так что надо подождать февраля-марта, когда эйфория начала года в промышленности уляжется и производители будут более адекватно оценивать перспективы выхода своих предприятий из кризиса».
Директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев к прогнозу роста занятости тоже относится осторожно. «В течение 2009 года власти максимально использовали административный ресурс для сдерживания безработицы, поэтому мы не имеем информации о том, какой была бы безработица, если бы действовали чисто рыночные механизмы, -- рассуждает он. -- Соответственно, некорректно рассуждать о том, пройден пик безработицы или нет». Но оживление в промышленности действительно есть, а в связи с этим растут заказы и нанимаются работники, добавляет экономист. «В июне 2009 года мы достигли первого дна, осенью -- второго дна, и сейчас, я думаю, правомерно прогнозировать восстановительный рост. Но я не думаю, что он будет высоким. Я ожидаю роста промышленного производства в 2010 году на 2-2,5%», -- говорит Алексей Ведев.
Сергей Егишянц полагает, что прошла только первая волна кризиса, которую прервали денежные вливания по всему миру. «Последствия накачки деньгами уже сказываются, и ее потенциал будет исчерпан уже в 2010 году, может быть, даже совсем скоро, -- прогнозирует эксперт. -- После этого начнется новая фаза кризиса и, следовательно, новое падение производства и занятости».