Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:36
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Opel перегоняют в Россию

Опубликовано
Текст:

General Motors продаст Opel консорциуму канадской Magna и российского Сбербанка. Но окончательные параметры сделки не утверждены. На организацию производства в России уйдет не менее двух лет, скептичны отраслевые эксперты.

Канцлер Германии Ангела Меркель подтвердила, что совет директоров GM рекомендует продажу Opel консорциуму канадской компании Magna и российского Сбербанка, сообщило агентство Associated Press. Но глава Сбербанка Герман Греф поздравления пока не принимает, передает РИА «Новости».

Накануне были дезинформационные утечки. Ряд мировых СМИ сообщил в четверг утром, что совет директоров General Motors планирует отказаться от продажи Opel. Хотя решение совета было принято накануне, оно держалось в секрете до вечера четверга. В итоге GM продает Opel российско-канадскому консорциуму Magna и Сбербанка -- на финансирование пострадавшей от кризиса компании требуется более $6 млрд. Но переговоры продолжатся, их предметом станут «условия» сделки, сказали в четверг представители GM, не уточнив, о каких условиях будут договариваться с покупателями.   

В понедельник в Детройте консалтинговая компания KPMG представила совету директоров GM отчет, согласно которому менеджмент автопроизводителя использовал «чрезмерно оптимистичные» предположения, когда ранее оценивал расходы на вывод Opel из кризиса. По подсчетам KPMG, понадобится до $6,1 млрд. В июне аудиторы оценили потребности GM для этих же целей в $4,65 млрд.

Представители General Motors и правительства Германии обсуждали возможную продажу контрольного пакета акций компании Adam Opel GmbH с конца июля. Встреча показала, что General Motors готов подписать соглашение с бельгийской инвестиционной компанией RHJ, а немецкое правительство отдает предпочтение предложению канадской Magna в консорциуме с российским Сбербанком. На Opel претендовала и китайская корпорация Beijing Automotive Import & Export Corporation (BAIEC), но ее предложение не вызвало интереса ни у одной из сторон.

По условиям предложения Сбербанка и Magna, обе компании планировали в равных долях контролировать 55% акций компании Opel, General Motors – 35%, а ранее принадлежавшие самой Opel 10% перейдут к сотрудникам немецкого автопроизводителя в рамках нового трудового соглашения. В случае получения контрольного пакета Opel консорциум планировал расширить производство автомобилей, прогнозируя высокие темпы роста, особенно в России. Под проект могли быть использованы мощности подконтрольной предпринимателю Олегу Дерипаске «Группы ГАЗ».

На самом ГАЗе Infox.ru заявляли, что завод готов выпускать более 90 тыс. автомобилей Opel в год. «Мы индустриальный партнер Сбербанка, и мы, как и все, ждем любых решений о покупке Opel, но не мы принимаем эти решения, -- говорил начальник пресс-службы «Группы ГАЗ» Олег Гамов. -- «Группа ГАЗ» готова выпускать на своих мощностях любые современные автомобили, и любой дополнительной работе мы всегда рады. Мы надеемся, что у ГАЗа будет дополнительная работа».

Глава Magna Фрэнк Стронак заявил в среду, что ожидает решения GM по Opel не сегодня, а «в ближайшие две недели». Он также сказал, что Magna по-прежнему заинтересована в Opel и не будет пытаться приобрести других автопроизводителей. Немецкое правительство заявляло ранее, что ожидает от GM возвращения €1,5 млрд госзайма, если GM откажется от продажи своего немецкого концерна.

Бельгийский инвестфонд RHJ International в случае покупки собирался сократить производство, чтобы вернуть Opel рентабельность, с возможностью обратной продажи компании американскому концерну General Motors.

В начале августа RHJ снизил сумму кредита, запрашиваемого у правительства Германии в качестве обеспечительной меры по сделке, до €3 млрд (Magna просила €4,5 млрд).

21 августа канцлер Германии Ангела Меркель открыто поддержала предложение консорциума канадской Magna и российского Сбербанка по покупке автопроизводителя Opel у корпорации General Motors и оценила шансы RHJ как «крайне небольшие». 23 августа глава немецкого правительства заявила, что истинная причина промедления с выбором покупателя в том, что GM не желает быть миноритарием.

В четверг утром лидер профсоюза Opel Клаус Франц заявил Infox.ru, что в случае если GM решит продать Opel бельгийскому фонду RHJ или не продавать Opel вообще, профсоюз организует забастовки по всей стране и большой митинг у завода Opel в немецком городе Эйзенах.

Опрошенные Infox.ru эксперты пока скептически относятся к новости о продаже Opel российско-канадскому консорциуму.

Пока не известны конечные условия сделки, рано говорить о ее выгодах для России, предупреждает директор профильного аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. «Признаться, я удивлен решением совета директоров GM, – говорит он. – Не думал, что они согласятся передать технологии России. Тем более Сбербанк предупреждал, что впоследствии может перепродать Opel, а такая позиция покупателя, конечно, неприятна продавцу».

Старший аналитик Института финансовых исследований Кирилл Лебедев считает, что, если для Сбербанка эта покупка будет простой портфельной инвестицией и вскоре банк продаст свою долю в Opel, это может свести на нет выгоды покупки для российского автопрома.

С ним соглашается и Сергей Целиков. Другими «принципиальными нюансами» для России, по его словам, является то, что будет с российскими активами General Motors и дилерской сетью Opel в России. «Первоначально речь шла о том, что вместе с Opel покупателю могли быть переданы и другие уже отстроенные активы вроде «GM-АвтоВАЗа», на которых можно было бы быстро запустить производство Opel, но в ходе дальнейших переговоров вроде бы эти активы отсекли, – напоминает директор «Автостата». – Важно и то, что будет с дилерской сетью Opel в России, которая интегрирована с Chevrolet. Есть куча нюансов, которые определяют и то, когда можно будет запустить производство Opel в России, и то, насколько оно будет полезно российскому автопрому».

Если ограничений на использование в России технологий Opel будет немного, то эта сделка может оказаться «очень выгодной», говорит Сергей Целиков. Он напоминает, что «АвтоВАЗ» приобрел у Renault две лицензии: на производство модели Logan MCV ограниченным тиражом за €100 млн и на производство двигателей определенного объема ограниченным тиражом за €120 млн. «То есть за 220 миллионов евро «АвтоВАЗ» купил всего две лицензии с жесткими условиями без чего-либо еще, – поясняет эксперт. – То есть ему еще нужно вкладываться в оборудование, в подготовку производства и всего остального. Сбербанку же больше половины всего Opel обошлось в 500 миллионов евро, то есть за эти деньги России могут достаться платформы, технические разработки и все остальное».

Кирилл Лебедев уверен, что «ничего плохого от приобретения Opel России точно не будет» и что позитивным может оказаться даже само сотрудничество с канадским концерном Magna. Если же Россия получит доступ к технологиям Opel, «нам много чего будет взять у немцев», говорит он. «Новая модельная линейка Opel в России оказалась очень популярной, – рассказывает аналитик. – Из этого семейства автомобилей Astra, Corsa и Vectra только последняя не очень пошла, но ее уже сняли и заменили Insignia. Opel вообще хорошая, по сравнению с отечественными тем более».

Старший аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников относится к приобретению спокойнее. «У ГАЗа в Нижнем Новгороде стоит уже достаточно современное оборудование, которое они ранее перекупили у Chrysler, – свидетельствует он. – В случае приобретения Opel там, грубо говоря, будет просто перезабита программа». По его словам, никаких революционных прорывов для российского автопрома эта сделка не сулит: «Важна возможность использовать платформу Opel, делать на ее базе модификации, в том числе под другими брендами, пользоваться инжиниринговым центром компании, который заточен на будущие разработки». По мнению аналитика, если «все необходимое оборудование уже на месте, то на перенастройку и на согласование всех вопросов уйдет шесть-девять месяцев, если оборудование есть не все – дольше». Сергей Целиков полагает, что на организацию нового производства уйдет не менее двух лет.

Реклама