Консорциум канадской Magna, российских ГАЗа и Сбербанка покупает Opel. Покупатели обещают германской автомобилестроительной компании краткосрочный кредит на €1,5 млрд. На Opel претендовали Fiat, а также американские и китайские инвесторы. На ГАЗе Infox.ru сказали, что уже готовы выпускать 90 тыс. Opel в год.
Канадский концерн Magna в партнерстве со Сбербанком и с группой ГАЗ договорился с американской корпорацией General Motors о покупке Opel. Источники Reuters утверждают, что компании готовятся к подписанию меморандума о взаимопонимании. Документ предусматривает финансирование (в формате бридж-кредита -- кредитование при условии, что компания заранее оговаривает возможность оперативного привлечения средств в течение определенного периода) Opel на €1,5 млрд, а также передачу автопроизводителя в доверительное управление для защиты от кредиторов в случае банкротства корпорации General Motors.
За Opel боролись пять компаний, но еще 24 мая министр экономики Германии Карл Теодор Гуттенберг заявил, что существующие предложения инвесторов неприемлемы и «должны быть серьезно улучшены». Руководитель департамента корпоративных коммуникаций германского отделения GM Europe Йорг Шротт рассказал Infox.ru, что «у каждого из предложений инвесторов были свои достоинства». «Перед сделкой General Motors провела тщательный анализ того, какое из предложений инвесторов будет наилучшим для Opel/Vauxhall, а правительство Германии решало, какое из них будет наиболее подходящим для Opel и немецких налогоплательщиков», -- сказал Йорг Шротт. В германском минфине отказались от комментариев.
Помощь автоконцерну Opel понадобилась в ноябре прошлого года, о ней компания попросила власти Германии. Головная компания автоконцерна -- General Motors оказалась на грани банкротства. Для сохранения предприятий Opel попросил €500 млн. В апреле этого года канцлер Германии Ангела Меркель выступила против спасения автоконцерна государством и рекомендовала менеджменту искать инвесторов самостоятельно.
Интерес к германскому автоконцерну проявляли итальянская Fiat SpA, ранее купившая 20% General Motors, американская инвестиционная компания Ripplewood Holdings из Нью-Йорка, бельгийский холдинг RHJ International и китайская Beijing Automotive Industry Corp.
В мае стало известно, что Opel интересен канадскому производителю автокомпонентов Magna, который объединил усилия со Сбербанком и группой ГАЗ.
К четвергу осталось два претендента -- Fiat и Сбербанк.
Консорциум Magna, Сбербанка и группы ГАЗ предложил загрузить сборкой автомобилей Opel мощности нового производственного комплекса группы ГАЗ. Об этом Infox.ru сообщила заместитель председателя правления группы Елена Матвеева. «Иных вложений, кроме предоставления конвейера, со стороны группы ГАЗ не планируется», -- подчеркнула она.
Начальник пресс-службы ГАЗа Олег Гамов пояснил, что производственные мощности нового комплекса позволяют выпускать 100 тыс. автомобилей в год, а в этом году с конвейера сойдет только 8 тыс. автомобилей GR 41 Volga Siber. «То есть уже в этом году мы готовы выпустить около 90 тыс. автомобилей Opel», -- добавил он.
В текущем году продажи новых машин в целом по России резко упали. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе--апреле этого года объем проданных автомобилей сократился на 44% по сравнению с аналогичным показателем года предыдущего. Падение продаж за месяц в апреле оказалось еще более существенным -- 53% в годовом исчислении. Продажи автомобилей марки Opel оказались хуже рынка -- на 54% меньше за четыре месяца и на 65% в апреле.
Министр промышленности и торговли России Виктор Христенко накануне заявил Infox.ru, что не знает «о намерении Олега Дерипаски приобрести Opel». Но по словам Виктора Христенко, консолидация -- естественный процесс в условиях кризиса на авторынке. Когда кризис закончится, на мировом рынке останется не более десяти автопроизводителей, прогнозирует он: «Выживут те компании, кто сможет производить максимум автомобилей».
По словам заместителя директора отраслевого аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, ГАЗ от сделки «только выиграет». «Будут загружены производственные мощности, будет обеспечен работой персонал, будут осваиваться новые технологии. В этой сделке сплошные плюсы», -- заключил эксперт.
«Приобретение Opel позволит совершить довольно сильную модернизацию российского автопрома, -- согласен старший аналитик Института финансовых исследований Кирилл Лебедев. -- Оно приведет к импорту технологий, что подтвердил опыт ТагАЗа, который спустя некоторое время после начала сотрудничества с Hyundai выпустил собственный автомобиль C100». Аналитик надеется, что «лет через восемь в России появится свой автомобиль на базе немецких технологий».