Жители Ливии методичной разрушают столицу римской провинции Киренаика. Древний город стал жертвой противоречивой политики Муаммара Каддафи.
Древняя Кирена была основана греческими колонистами в 440 г. до н.э. колонистами с греческого острова Тера. В этот период в южном Средиземноморье господствовал умеренный климат, способствовавший земледелию. Окруженный кольцом деревень, город развивался и укреплял свои позиции. Вскоре под власть колонистов попали не только земледельцы, но и некоторые племена кочевников. Во время походов Александра Македонского Кирена была включена в состав его государства. Позже над Киреной властвовали египетские цари и царицы из династии Птолемеев.
Последней из них была Клеопатра. После разгрома флота Египта и кораблей Антония в битве при Акции город Кирена вместе со всеми владениями Клеопатры достался Риму. Потомки Цезаря властвовали над городом достаточно долго. Однако «золотой век» Рима оказался «лебединой песней» Кирены. В 345 году нашей эры землетрясение полностью разрушило город. Оставшиеся жители в панике покинули пустынное место. С тех пор руины города молча наблюдали за превращением плодородных земель в пустыни.
Однако именно пустыни спасли город от разрушения. Сухой воздух сохранил практически в идеальном состоянии руины провинциальной столицы. Но то, что не смогла сделать природа сделали люди. Расположенный вдали от поселений древний город стал жертвой «черных археологов» из Ливии.
На днях Кирену посетил греческий журналист Ясон Атанасиадис. Он констатировал отсутствие каких-либо мер по охране древнего памятника. Власти Ливии заявили о готовности сделать Кирену зоной экологического туризма, однако пока разговоры остаются лишь разговорами.
По словам публициста, местное население с лопатами в руках разрушает археологический слой древнего памятника в поисках монет и древних статуй. Эти находки продаются за бесценок египетским торговцам, которые затем сбывают их втридорога европейским коллекционерам. Ежегодно несколько тысяч артефактов из Кирены попадают на рынок и уходят из поля зрения науки.