Девальвация рубля закрывает для российских туристов Японию, а также подорожавшие «долларовые» и европейские направления. Китай и Великобритания, напротив, стали доступнее.
Стоимость путевок в страны, расчеты с которыми туроператоры ведут в долларах, в рублевом эквиваленте по сравнению с маем прошлого года выросла на 32%. Страны «еврозоны» для российских туристов подорожали на 17%. «Расчеты российских туроператоров с иностранными компаниями производятся в евро или долларах, поэтому рублевая стоимость путевки выросла на столько же, на сколько вырос курс валюты», -- констатирует коммерческого директора «Трансаэро турс» Ирина Николаева.
Туроператоры пытаются компенсировать рост курса евро и доллара. В связи с кризисом многие зарубежные авиакомпании и отели предлагают значительные скидки, чтобы привлечь туристов. По словам заместителя директора по развитию компании «Данко» Дэвида Мортона, во Франции четырехзвездочные отели и отели категории «люкс» снизили цены на 15-20%. «Многие отели в Испании очень сильно снизили цены – на 20-30 процентов и более. В Италии цены снизились не так сильно», -- рассказал Дэвид Мортон.
Но девальвация рубля свела на нет снижение цен в валюте – рублевая стоимость турпакета все равно выросла. «Увы, все скидки съедает девальвация», -- жалуется Татьяна Коршунова из «Ланта тур вояж». Рублевая стоимость путевок даже при значительных скидках остается как минимум прежней, а по большинству направлений продолжает расти.
Курс китайского юаня к рублю вырос на 35%, но в рублевом выражении туры почти не подорожали – рост китайской валюты компенсировали значительные скидки, которые предлагают туроператоры на этом направлении.
«Мы снизили цены на наши программы мы с помощью китайских партнеров и авиаперевозчиков. Туры в валюте стали на 25-30 процентов дешевле, чем до кризиса. Таким образом удалось компенсировать курсовую разницу. Цены в валюте вернулись на уровень 2008 года при том, что китайский юань за это время значительно вырос. Но мы не привязываем снижение цен к кризису, а позиционируем это как акцию в связи с 60-летием образования Китайской Республики», -- рассказывает президент региональной общественной организации «Русско-китайский клуб», генеральный директор компании «Чайна тур энд бизнес трэвэл» Сергей Джан Ша.
Несмотря на низкий сезон, поток в Китай остается постоянным. «Мы наблюдаем феномен отложенного спроса – едут люди, которые давно собирались поехать в страну», -- говорит Сергей Джан Ша.
Курс японской иены вырос на 44%, а туры в Японию в связи с кризисом подорожали на 20-25% -- японские отельеры и авиакомпании пока не предлагают столь же значительных скидок, как их китайские коллеги. «К нам приходят счета в иенах, мы их оплачиваем в долларах, а у туристов принимаем оплату в рублях. Курс иены к доллару был 105, сейчас упал до 85. Соответственно, увеличилась стоимость в долларах. Доллар по отношению к рублю вырос, и рублевая цена тура, соответственно, выросла значительно», -- объяснили в компании «Япония тур».
Преимущества девальвации
На фоне девальвации рубля по отношению к доллару и евро привлекательной для российских туристов стала Великобритания. Курс английского фунта к рублю за период с мая прошлого года изменился незначительно – на 0,7%. «Мы еще в начале сезона произвели корректировку цен -- снизили их на 15-20 процентов. Потом фунт немного вырос, но мы больше цены не корректировали», -- рассказала коммерческий директор BSI Group Оксана Львова.
Снижение цен уже благоприятно отразилось на потоке в Великобританию. Если по другим европейским направлениям он снизился на 30-50%, то по Великобритании спад менее значительный – 20%. «В первом квартале продажи по Великобритании были очень успешными», -- радуется Оксана Львова.
Курс шведской кроны по отношению к российской валюте вырос всего на 0,3%. Но расчеты российских туроператоров с партнерами в скандинавских странах производятся в евро, а стоимость пакета в евро не изменилась. «Ощутимых скидок на скандинавском направлении нет – им просто неоткуда взяться. Скандинавские страны тоже страдают от девальвации, хотя местная валюта девальвировалась не так сильно, как рубль. Поэтому снижения цен нет. Стоимость услуг у принимающих иностранных партнеров практически не изменилась, а в рублевом исчислении путевки подорожали настолько, насколько подорожал евро», -- сетует исполнительный директор «Викинг тревел» Дмитрий Юлев.
Путевки дорожают без спроса
При этом выплачиваемые в рублях зарплаты остаются прежними или сокращаются. «Вопрос – кто из российских граждан может сейчас позволить себе купить путевки», -- говорит Дэвид Мортон. «Цены поднялись на 30-40 процентов, и примерно на столько же упал спрос на турпутевки. Ни на одном направлении невозможно сделать сопоставимые скидки – сделать путевку на 35% дешевле нереально», -- отмечает Дмитрий Юлев.