Руководители иностранных компаний считают российский рынок одним из важных и перспективных. По их мнению, несмотря на кризис, ожидать в 2009 году резкого падения продаж не следует.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в РФ, подавляющее большинство иностранных автокомпаний закончили 2008 год на российском рынке положительно. Хуже, чем в 2007 году, продавались лишь Alfa Romeo, Porsche, Hammer и Chery. Согласно данным комитета, за минувший год Alfa Romeo реализовала лишь 321 автомобиль, показав тем самым 60-процентный отрицательный результат. На 58% снизились продажи у Chery -- в 2008 году компания реализовала 15 728 автомобилей. С меньшими потерями закончили год Porsche и Hummer, уйдя в минус на 14% и 12% соответственно.
Продажи остальных представленных на российском рынке иномарок выросли в среднем на 26%.
Лидерами рынка стали компании Chevrolet с 235 466 автомобилями, Hyundai, продавшая 1 927 122 автомобилей, а также Toyota и Ford с показателями 189 966 и 186 828 единиц соответственно. Стотысячный рубеж пересекли Nissan, Mitsubishi и Renault. Самый большой показатель роста у Honda -- 131%. Компания продала 89 152 автомобиля, что на 50 521 машину больше, чем в позапрошлом году.
Наиболее продаваемыми моделями года стали Ford Focus, Fusion, Chevrolet Lacetti, Lanos, Niva, Renault Logan, Hyundai Accent, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer и Daewoo Nexia. Первым в этом списке, как и в позапрошлом году, остался Ford Focus, а Chevrolet Lacetti передвинула Renault Logan со второго на третье место.
Ожидания
Тем не менее, несмотря на положительные в целом годовые показатели, в декабре продажи автомобилей снизились в среднем на 10%. И это, по мнению специалистов, лишь начало спада.
Некоторые аналитики предсказывают 30--40-процентное падение рынка. Прогнозы комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ менее пессимистичны.
«В сложившейся на мировом финансовом рынке ситуации сложно делать какие-либо прогнозы. Трудно заглянуть даже на несколько недель вперед. Однако, по нашим оценкам, в текущем году уровень продаж снизится на 19%», -- поделился прогнозами Мартин Ян (Martin Jahn), вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, генеральный директор Volkswagen Group Rus.
В 2008 году российский автомобильный рынок показал, что он является одним из наиболее перспективных в Европе. Россия вышла на второе место по показателям автомобильных продаж, совсем немного уступив Германии.
«В прошлом году динамика роста несколько снизилась, по сравнению с предыдущими годами. Это говорит о созревании рынка. Я думаю, что своей вершины он достигнет на отметке в четыре миллиона машин. Когда это произойдет, говорить сложно, но мне представляется, что это будет в промежутке 2011--2013 годов, -- считает Дэвид Томас (David Thomas), председатель комитета автопроизводителей АЕБ, президент Volvo Car Rus.
Рекорды
По словам представителей АЕБ, одним из показателей того, какую значимость придают российскому рынку иностранные производители, стал Московский автосалон--2008. Как рассказала Ирина Шараватова, руководитель маркетинговой группы комитета автопроизводителей АЕБ, Московский автосалон--2008 поставил сразу несколько рекордов. По ее словам, статус автосалона определяется, прежде всего, по числу премьер, а в Москве крупнейшими автопроизводителями было представлено девять мировых, семь европейских и 60 российских премьер. Кроме того, выставка работала 13 дней, по 12 часов в сутки, чего ранее не наблюдалось ни на одном автомобильном салоне. В результате московскую выставку посетило рекордное количество посетителей.
«Автосалон посетило рекордное количество VIP-гостей. Практически все первые лица ведущих мировых производителей посетили выставку и остались довольны. Московский салон стал самой посещаемой выставкой в мире. Было зарегистрировано 1,6 миллиона посетителей. Это колоссальная цифра», -- рассказала Ирина Шараватова. Она также уверила, что уже ведется работа над организацией следующего салона в Москве. По замыслу организаторов, в нечетные года планируется проводить выставки коммерческого, большегрузного транспорта, а в четные -- автосалоны легковых машин.
«Мы сделаем все возможное, что бы Московский автосалон стал самым уважаемым и самым престижным в мире», -- уверила Ирина Шараватова.
Иностранные интересы
Комитет автопроизводителей АЕБ был создан более десяти лет назад, в 1998 году. Он объединяет в себе порядка 19 участников и представляет порядка 35 мировых брендов. По словам руководителей комитета, их основная цель -- защита интересов как потребителей, так и иностранных производителей, официально импортирующих автомобили в Россию.
«Мы стараемся наладить сотрудничество с правительством с целью создания условий для организации цивилизованного автомобильного рынка. В последнее время мы также обращались с просьбой пересмотреть вопрос об увеличении таможенных пошлин, мы не думаем, что это действенная и полезная мера», -- рассказал Франка Шауффа, генеральный директор АЕБ.
«Я думаю, что российские потребители предпочитают приобретать автомобили иностранного производства, и они хотят делать это по конкурентоспособным ценам», -- считает Мартин Ян (Martin Jahn), вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, генеральный директор Volkswagen Group Rus.