На Северную Америку надвигается очередная экологическая катастрофа. Новый враг -- китайский жук-дровосек, на корню съедает леса Новой Англии -- историко-природное достояние Америки. А заодно наносит урон и некоторым отраслям экономики США. Правительство страны надеется предотвратить катастрофу, уничтожив зараженный лес.
53-летняя Донна Мэззи (Donna Massie) (Worcester, Mass.) из Вустера, штат Массачусетс, минувшим летом сделала неприятное открытие. Она заметила странного продолговатого черного жука с длинными усами на одном из деревьев, растущих за ее домом. Само дерево оказалось изрешечено глубокими отверстиями диаметром 2--3 см. «Казалось, что дерево обстреляли из пулемета», -- описала увиденное женщина. Она поймала одного жука, нашла в интернете нужную информацию и определила его вид, используя онлайн-определитель биологических видов. Вредитель оказался азиатским усачом (Anoplophora glabripennis) -- уже известным в США видом завоевателей. Поняв, что это за насекомое, Донна немедленно связалась с сельскохозяйственными властями. И те запаниковали.
Жук-завоеватель
У азиатского усача в Северной Америке нет естественных врагов. С ним бесполезно бороться и с помощью обычных инсектицидов, так как жук поражает широколиственные леса: березы, тополя, ивы, платаны, клены и вязы. Поэтому отрава остается на листьях и до насекомых не долетает. Да и листьев усач не ест -- он питается древесиной. Взрослые жуки откладывают яйца в небольшие углубления, которые выедают в коре дерева. Вылупившиеся личинки пожирают дерево изнутри, оставляя за собой ходы-туннели. Они проедают путь наружу сквозь ствол дерева и выходят на поверхность уже взрослыми особями. А испещренное туннелями дерево медленно умирает.
«Этот жук легко может добраться до прекрасных обширных лесов Новой Англии. Тогда его невозможно будет остановить, и любимый нами ландшафт безвозвратно погибнет», -- комментирует ситуацию координатор Массачусетской ассоциации производителей кленового сиропа Том Маккрам (Tom МcСrum). Конечно, он беспокоится не только за ландшафт. Если жук распространится, это приведет к гибели сахарных кленов. Что, в свою очередь, нанесет непоправимый урон местной промышленности. Ведь в Новой Англии производится более половины от всего объема выпускаемого в США любимого американцами кленового сиропа.
К тому же леса Новой Англии -- самое настоящее природное достояние Америки. Ежегодно осенью туда приезжают тысячи туристов, чтобы полюбоваться пышным желто-оранжево-красным пейзажем. Но так случилось, что любимая еда азиатских усачей -- клены, которые привносят самые яркие краски в осеннее разноцветье. Так что и туристическому бизнесу есть о чем беспокоиться.
Жука видели и в других штатах. И заранее подсчитывают убытки. Например, когда жук-дровосек доберется до штата Мэн (Maine), то лишит его $6,5 млн ежегодно. Именно таков вклад лесозаготовительной промышленности в экономику штата. Впрочем, возможно, в штате Мэн беспокоятся зря: у них растут в основном хвойные леса, а их жук не ест.
Это не первый случай обнаружения Anoplophora glabripennis в США. В 1996 году он впервые появился в Бруклине -- самом густонаселенном районе Нью-Йорка. Предположительно, он приплыл из Китая в стенках деревянных грузовых контейнеров. Затем жук обосновался в Центральном парке, одном из популярнейших мест отдыха в Нью-Йорке. Также был замечен кое-где в Нью-Джерси и в Иллинойсе. Но те вспышки заражения вроде бы удалось уничтожить. Поэтому власти полагают, что появление жука в Вустере не связано с теми событиями. По всей вероятности, эта партия насекомых прибыла из Азии с другими грузами.
На программу уничтожения вредителей в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Иллинойсе правительство США за последние 11 лет уже потратило 268 миллионов долларов. Теперь власти назвали национальной проблемой вторжение вредоносного жука в Массачусетс и собираются потратить на борьбу с ним еще десятки миллионов.
На данный момент площадь заражения специалисты оценивают в 160 кв. км вокруг Вустера и еще четырех соседних городов. Как минимум 1800 деревьев захвачены насекомыми. Чтобы отследить зараженные деревья, в леса должны пойти пожарные-парашютисты, древолазы и другие специалисты. Однако для начала активных действий властям придется дождаться зимы, когда все взрослые жуки погибнут от мороза. Затем все отмеченные деревья придется срубить, а их остатки измельчить и нагреть хотя бы до температуры кипения воды.
На месте вырубленных деревьев власти планируют посадить новые. Правда, зеленые улицы Вустера смогут вернуть свой первоначальный вид не раньше чем через 30--40 лет, огорчается глава города.
Другие инвазивные виды
Масштабные перевозки грузов между континентами постоянно приводят к поражению территорий инвазивными видами. Например, в водах побережья той же Новой Англии распространился инвазивный вид асцидий Didemnumternatanum. Это мелкие морские животные подтипа оболочников. Они наносят ущерб фауне залива Мэн, уничтожая омаров и различных моллюсков. На данный момент с асцидиями борются самыми современными методами.
Не всегда завоеватели проникают скрытно. Всем известен пример европейских кроликов Oryctolagus cuniculus, завезенных в 1989 году в Австралию. Известные своей плодовитостью, кролики вытесняют местные виды, которые не могут составить им конкуренцию, поедают реликтовую растительность, нанося ущерб экологии Австралии. Страдает и сельское хозяйство: кролики уничтожают пастбища и луга.
А в 1935 году в австралийский Квинсленд люди завезли для борьбы с вредителями сахарного тростника жабу ага (тростниковая жаба -- Bufomarinus). Эксперимент оказался неудачным: тростниковую жабу заинтересовали совершенно другие насекомые. К тому же ага начала очень быстро распространяться на юго-востоке Автралии, и сейчас ее ареал составляет около 1 млн кв. км. К тому же скорость жабьей экспансии быстро растет: за полвека она увеличилась в пять раз. Это связано с тем, что лапы жабы значительно удлинились в результате естественного отбора: на новые территории с большим количеством пищи попадают именно длинноногие жабы. Ага наносит значительный урон местной фауне: она ядовита, поэтому попытки сумчатых куниц, собак динго, ящериц и змей полакомиться амфибией заканчиваются для хищников смертельным отравлением.
Вредоносными бывают не только животные, но и растения. С благими целями попало в 1876 году в США Pueraria lobata -- японское бобовое, известное под именем кудзу. Его использовали для контроля эрозии почв. Вплоть до 50-х годов XX века власти США поощряли его культивацию. Однако юго-восток США оказался очень благоприятным местом для кудзу: жаркое влажное лето, отсутствие опасных для кудзу заморозков и естественных врагов. Так что растение вышло из-под контроля, распространилось по всему региону, полностью обвивая попадающиеся на пути предметы -- другие деревья, кустарники, дома и технические сооружения. В 1953 году министерство сельского хозяйства США признало кудзу вредителем.
Кстати, кудзу можно встретить и в России. В Приморье это естественный вид. А вот на Черноморское побережье Кавказа оно попало из Азии. Там этот сорняк прижился и широко распространился, нанося урон местной флоре.
Случайные переселенцы встречаются и в Европе. Один из самых известных случаев -- китайский мохнаторукий краб Eriocheir sinensis. Он попал в Европу из Китая с балластными водами в 1912 году. Краб быстро распространился. Сначала его видели только в Германии, в долинах Эльбы и Везера. Сейчас он встречается по всей Европе: в Германии, Франции, Португалии, Финляндии и многих других странах, включая Россию. У нас его сначала нашли в Черном море, а затем в Онежском озере и на Волге. Краб, получивший свое название за покрытые волосками конечности, разрушает своими норами плотины, повреждает сети и пойманную в них рыбу. Служит переносчиком опасной болезни -- рачьей чумы. Кстати, в Китае он считается деликатесом, так что, поймав такого краба, можно не только принести пользу природе, но и вкусно поужинать.