Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

12:24
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Польский экипаж не внял предупреждениям и ошибся

Опубликовано
Текст:

Из-за густого тумана в районе военного аэродрома под Смоленском экипажу самолета Ту-154 с президентом Польши военные диспетчеры несколько раз предлагали сажать лайнер в Минске или даже Москве. Однако президентские пилоты решили приземлиться в Смоленске несмотря на экстремальные условия. Эксперты предполагают, что командир экипажа Аркадиуш Протасюк просто не мог ослушаться президента -- Лех Качиньский ранее уже приказывал пилотам не бояться погодных условий. Ту-154 зашел на посадку неверным курсом, зацепил дерево, и у самолета оторвало крыло.

Пилоты самолета Ту-154 с президентом Польши на борту пытались четыре раза зайти на посадку на военной аэродром Северный под Смоленском, передает канал «Россия-24». Самолет разбился в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. Посадка проходила в условиях густого тумана. Диспетчеры предлагали увести лайнер в Минск или Москву. Однако экипаж принял решение садиться в Смоленске.

Маневры экипажа

Самолет Ту-154Незадолго до катастрофы в Смоленске власти Польши заявили, что намерены обновить авиапарк. Всего в авиапарке президента Польши было два самолета Ту-154, эксплуатируемых с 1990-го года. Их пилотируют летчики 36-го специального авиаполка ВВС Польши. В декабре 2009 года самолет проходил ремонт на заводе "Авиакор" в Самаре. За год до этого на борту президентского самолета возникли проблемы с управлением закрылками.
По сведениям польской газеты Wyborcza, ссылающейся на военные источники, за полчаса до трагической посадки на аэродром Северный пытался сесть летевший из Москвы военный Ил-76 с сотрудниками Федеральной службы охраны. Самолетом управлял летчик, хорошо знакомый с местностью, однако даже он после двух попыток запросил посадку во Внукове. Посадка в условиях, когда взлетно-посадочную полосу заволокло туманом, оказалась невозможна из-за того, что военный аэродром не был оснащен автоматической системой навигации.

Пилот президентского самолета Ту-154, заходивший на посадку в условиях низкой облачности и тумана, за 15 минут до катастрофы якобы рекомендовал президенту не садиться, а диспетчер несколько раз запрещал посадку, предлагая лететь в Минск, но по неизвестным причинам экипаж все же решил садиться на свой страх и риск. По словам очевидцев, при посадке Ту-154 левым крылом задел дерево и упал, развалившись на части.

Первый замначальника главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алешин подтвердил, что экипаж самолета польского президента несколько раз не выполнил указаний руководителя полетов аэродрома.

«На удалении 1,5 км экипаж увеличил вертикальную скорость снижения, начал снижаться ниже линии глиссады. Руководитель группы полетов передал экипажу команду перевести самолет в горизонтальный полет, но экипаж указаний не выполнил. Экипажу несколько раз говорили уходить на запасной аэродром, но экипаж продолжал снижаться», -- сказал генерал в эфире «Россия 24». Алешин отметил, что, согласно принятой международной практике, окончательное решение о посадке принимает экипаж, указания же военных диспетчеров для гражданских пилотов носят рекомендательный характер.

Изъятая запись переговоров экипажа с диспетчерами подтвердила, что самолет Ту-154 пошел на посадку несмотря на рекомендации российской стороны, сказал Александр Бастрыкин на совещании с премьер-министром Владимиром Путиным в оперативном штабе на месте трагедии. В свою очередь глава Минтранса Игорь Левитин доложил премьеру, что пилот был в курсе метеоусловий -- видимость составляла 400 метров при минимальном нормативе в 1000 метров: "Да, и пилот был предупрежден о том, что здесь такая сложная ситуация. Разговор был на русском языке. Мы теперь это все хотим подтвердить по самописцам - как это все происходило. Но он был оповещен по сложным метеоусловиям".

По словам главы МЧС Сергея Шойгу, при заходе на посадку лайнер отклонился на 150 м от посадочной полосы по высоте и горизонту. По данным Шойгу, самолет дважды выполнял заход на посадку.

Руководитель Росавиации Александр Нерадько добавил, что столкновение с деревом произошло в 1,2 км от взлетно-посадочной полосы. Ту-154 врезался в отдельно стоящее дерево высотой около 8 метров. "На этом удалении самолет должен находиться на высоте около 60 метров, -- добавил Нерадько. -- Дальше самолет продолжил сталкиваться с отдельно стоящими деревьями, разрушаться в воздухе, затем столкнулся с землей и загорелся".

Очевидцы предполагают, что катастрофа произошла при попытке самолета выйти на новый круг. Сотрудник Смоленского авиазавода, который стал очевидцем событий, рассказал Infox.ru, что президентский самолет шел левее курса, которым обычно следуют самолеты при приземлении. «Он отклонился примерно на 30 градусов, -- рассказал очевидец событий корреспонденту Infox.ru. -- Я услышал рев двигателей, возникло ощущение, что пилот решил резко уйти вверх, но когда он маневрировал, на пути было два дерева. Он зацепился крылом об березу, и крыло сразу оторвало. После этого самолет рухнул в 800 метрах от этого места».

До этого, по словам очевидца трагедии, первым на посадку успешно зашел небольшой самолет Як-40 с журналистами. Следом за ним в густом тумане следовал Ил-76. Однако, сделав два круга, этот самолет ушел на посадку во Внуково. Третьим был Ту-154 с президентом Польши.

«Если вы офицеры, то не должны бояться»

«Катастрофы подобного уровня на территории России, да и мира в целом еще не было, -- отмечает Infox.ru глава профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев. -- Но прецеденты рангом пониже случались. Достаточно вспомнить катастрофы с участием губернатора Красноярского края и иркутского губернатора, когда экипаж принимал решение о маневре, руководствуясь указаниями не здравого смысла, а высокого начальства», -- говорит Ковалев.

«Я уверен, что в случае с Качиньским произошла такая же история. В 2008 году самолет Качиньского из-за плохой погоды вместо Тбилиси приземлился в Азербайджане, после чего польский президент грозился сделать самые решительные выводы. Видимо, нынешний экипаж сделал для себя выводы из той истории», -- отмечает он.

Тогда командиром экипажа был Григорий Петрущук. Когда грузинский авиадиспетчер доложил о плохой погоде, командир экипажа сообщил президенту о намерении развернуть самолет в Азербайджан. "Если вы офицеры, то не должны бояться", -- заявил на это Качиньский, который хотел поскорее встретиться с Михаилом Саакашвили после войны в Южной Осетии. После приземления в Азербайджане за спасение жизней четырех президентов (помимо Качиньского тогда на борту летели президенты Эстонии, Литвы и Латвии) командир экипажа был награжден серебряной медалью Министерства обороны Польши.

На этот раз на борту были командир экипажа Аркадиуш Протасюк, второй пилот Роберт Гживна, штурман Артур Зентек, бортинженер Анджей Михаляк, а также четыре стюардессы: Барбара Мацейчик, Наталья Янушко, Юстина Монюшко и Агнешка Подрудка-Венцлавек.

Два месяца назад этот экипаж наградил командующий ВВС Польши Анджей Бласик за проведение спасательной операции в Гаити (тогда, кстати, во время полета у экипажа отказало рулевое управление). На этот раз генерал Бласик был на борту самолета вместе с другими представителями военного командования Польши.

Диспетчеры предупреждали

Гидрометцентр предупреждал о туманеГидрометцентр еще накануне прогнозировал туман в районе Смоленска. В момент катастрофы видимость была в пределах 200-500 метров.
«Самолет сажали военные диспетчеры, но их вины здесь нет, -- рассказал Infox.ru руководитель профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. -- Раз в неделю, а именно такова средняя нагрузка смоленского аэродрома, посадить самолет может кто угодно. Это 100% вина командира судна».

«При существующей на аэродроме системе посадки приземление можно проводить при видимости до 1000 метров, в момент катастрофы видимость была в районе 400 метров. Командир в этих условиях не имеет права принимать решение о посадке. Диспетчеры рекомендовали летчикам уйти на запасные аэродромы в Минск или Москву, но экипаж, невзирая на их предупреждения, решил садиться в Смоленске», -- сказал он.

О плохих погодных условиях предупреждали российских коллег и белорусские службы управления полетами. «Диспетчерские авиационные службы ретранслировали экипажу самолета президента Качиньского предупреждение наземных диспетчерских служб РФ о плохих условиях в Смоленской области, в частности, в районе посадки», -- рассказал РИА «Новости» источник в департаменте по авиации министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии.

Источник в силовых структурах Центрального федерального округа сообщил, что, по предварительным данным, причиной катастрофы Ту-154 стала ошибка экипажа. Следственные органы рассматривают в качестве возможных версий трагедии «неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки и другие», сообщили в СКП России.

Летать вместе запрещали

Бывший главком Сухопутных войск Польши Вальдемар Скржипчак заявил журналистам, что полет всего руководства страны на одном самолете был недопустим. Рекомендации не сажать всех чиновников в один самолет были выпущены в Польше после аналогичной авиакатастрофы, произошедшей 23 января 2008 года с военно-транспортным самолетом, когда погибли 16 высокопоставленных офицеров ВВС страны. Список пассажиров на каждый президентский рейс утверждала канцелярия президента и Минобороны Польши.

Всего на борту Ту-154, летевшего на кладбище в Катыни на церемонию по случаю 70-летней годовщины расстрела польских офицеров, находились 88 членов польской делегации и восемь членов экипажа, в общей сложности 96 человек. На борту были президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария, глава Центробанка Славомир Скржипек, глава Генштаба Франчишек Гагор, замглавы МИД Анджей Кремер, вице-спикер парламента, директор Института национальной памяти, военное командование, духовенство и другие официальные лица. Останки большинства погибших сильно обгорели, их будут идентифицировать при помощи ДНК-экспертизы.

К вечеру субботы тела всех погибших были эвакуированы с места крушения и доставлены в столичный аэропорт Домодедово. В воскресенье в Москве начнется процедура опознания. С польской стороны в Смоленск прибыли Дональд Туск и Ярослав Качиньский. Брат польского президента опознал Леха Качиньского и его супругу.

Около тысячи родственников расстрелянных польских офицеров, приехавшие в Смоленск в субботу утром на поезде, не дождались первых лиц государства. О трагедии с президентским самолетом они узнали по громкоговорителю уже находясь на Катынском кладбище. После нескольких минут оцепенения собравшиеся провели мессу и, отменив все остальные поминальные мероприятия, на которые так спешил Лех Качиньский, вернулись в Варшаву.

"Это проклятое место", -- все, что смог сказать журналистам помощник Ярослава Качиньского, побывав в районе авиакатастрофы.

Реклама