Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:15
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

КС защитил «встречку» от гражданина Скутина

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

За выезд на встречную полосу будут и впредь лишать водительских прав на срок от четырех до шести месяцев. Обоснованность такого наказания подтвердил Конституционный суд России.

Вопросом о правомерности чрезвычайно строгого наказания за выезд на встречную полосу Конституционный суд РФ начал заниматься по запросу Всеволожского городского суда Ленинградской области. Туда поступила жалоба гражданина Ю. А. Скутина, который был лишен мировым судьей права управлять транспортным средством сроком на четыре месяца. Судья Всеволожского горсуда А. К. Большаков пришел к выводу, что часть 4 статьи 12.15 КоАП Российской Федерации, согласно которой выезд в нарушение Правил дорожного движения (ПДД) на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, не соответствует Конституции РФ. Тогда судья своим определением от 24 ноября 2008 года приостановил производство по данному делу и направил запрос о проверке конституционности указанной нормы в КС РФ.

В своем запросе заявитель утверждал, что часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ, устанавливающая безальтернативное наказание в виде лишения специального права, не позволяет индивидуализировать его назначение. По мнению судьи Большакова, административное наказание, предусмотренное оспариваемым законоположением, несоизмеримо строже административного наказания, предусмотренного за аналогичные правонарушения частью 3 статьи 12.15 КоАП. Там, как известно, предусмотрен денежный штраф за выезд на трамвайные пути встречного направления, а равно и выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия. Штраф полагается и за более опасные нарушения, например, согласно статье 12.24 указанного Кодекса (нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

В связи с этим заявитель полагал, что положение части 4 статьи 12.15 КоАП не отвечает требованиям принципа соразмерности публично-правовой ответственности и противоречит статьям 2, 17 и 19 Конституции РФ.

Однако судьи КС не согласились с такой трактовкой оспоренной статьи КоАП. Они установили, что лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. А наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначается за самостоятельное административное правонарушение – выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения – независимо от того, нанесен ли им реальный ущерб правам участников дорожного движения.

В отличие от случаев, специально предусмотренных частью 3 статьи 12.15 КоАП, такой выезд представляет собой движение по встречной полосе дороги, которое не носит характер кратковременного и (или) вынужденного, то есть связанного с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия. «Такое административное правонарушение является грубым нарушением порядка пользования правом управления транспортными средствами и представляет исключительную опасность для жизни и здоровья других участников дорожного движения», – говорится в обнародованном на днях определении КС № 420-О-О.

С учетом названных характеристик данного административного правонарушения КС принял решение, что законодатель, установив санкцию за его совершение, не вышел за пределы своих полномочий. К тому же правонарушитель лишается права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, что делает возможным назначение данного наказания с учетом индивидуальных обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Таким образом, КС не согласился с доводами заявителя о том, что оспариваемое законоположение предусматривает несоразмерную – по сравнению с частью 3 статьи 12.15 и статьей 12.24 КоАП Российской Федерации – санкцию за административное правонарушение и, тем самым, содержит конституционную неопределенность. Так что за выезд на «встречку» будет и впредь только одно наказание – лишение прав. На разные сроки.

 

Путин ввел должность представителя по международному уголовному сотрудничеству
Реклама