Владимир Путин отчитывался перед депутатами больше четырех часов. Кроме премьера и «Единой России», которая «целиком и полностью» согласилась с каждым его словом, устать успели все, а особенно -- лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Премьера в Думе ждали к полудню. Заранее по маршруту до зала пленарных заседаний рассредоточились охранники. Специального человека выставили и в пресс-зал: он следил, чтобы особо любознательные журналисты не перевешивались через балкон и, не дай бог, не свалились бы вниз, устроив непредвиденный конфуз.
Ограничивать красноречие Владимира Путина регламентом депутаты не посмели, а он известен своей способностью говорить долго, что в очередной раз и продемонстрировал. Поначалу зал аплодировал едва ли не после каждой фразы. Но парламентарии, видимо, несколько не рассчитали силы. Минут через тридцать овации стали заметно реже, а к концу первого часа и вовсе смолкли. Еще через час, несколько переведя дух, депутаты не так активно, но продолжили исполнять долг гостеприимства. К этому времени Путин как раз перешел от бодрого перечисления достижений («кризис отступает практически по всем фронтам и направлениям») к еще более оптимистичным прогнозам на будущее, обещая улучшения жизни всем в целом и каждой социальной и профессиональной группе в отдельности.
К середине третьего часа журналисты стали готовиться к худшему, припомнив, что в декабре 2010 года глава правительства отвечал на вопросы россиян 4 часа 25 минут подряд. Но тут Путин, наконец, поблагодарил депутатов «за внимание и терпение», и зал зааплодировал стоя.
Впереди еще оставались вопросы и выступления парламентариев. Коммунистов интересовали проблемы роста тарифов на пассажирские перевозки, ЛДПР – на коммуналку, справороссов волновали цены на продукты и их качество. Путин пообещал проконтролировать, а про качество продуктов сказал, что в Белый дом они поставляются отменные и исключительно с отечественных ферм.
«Единая Россия» спрашивала про стратегию развития здравоохранения, не забыв отметить неоценимую поддержку, которую государство оказывает отрасли, про обеспечение радиационной безопасности на Дальнем Востоке, опять же предварив вопрос заверениями в поддержке правительственного курса. Коммунист Николай Харитонов воспользовался случаем, чтобы записаться на личный прием, а его однопартиец Анатолий Локоть предложил премьеру в качестве поддержки ВПК прокатиться на танке Т-90.
Руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев попросил высказаться по поводу контроля за интернетом. «Мы ничего чикать не собираемся, -- успокоил глава кабинета министров. -- Что касается моего личного мнения, не считаю возможным что-либо ограничивать». "Эсер" Олег Шеин в очередной раз поднял тему платной рыбалки. «Традиционные места лова надо оставить в покое. Конечно, все это будем пересматривать», -- прокомментировал Владимир Путин.
Пожертвовав обеденным перерывом, в 15:00 Дума перешла к выступлениям фракций. «О людях не думаете. 500 человек сидят без обеда и в туалет никто не ходил», -- не постеснялся указать Жириновский. Несмотря на тяжелые условия труда, энергии лидер ЛДПР не растерял и положенные 15 минут с обычной эмоциональностью кричал про мафию в образовании, про нечестные выборы и про монополию «Единой России».
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов представил картину, разительно отличающуюся от той, что нарисовал Путин, и обвинил в «полуголодном и полунищем» существовании России политику правительства и партии власти (тем и другим руководит Путин).
Лидер фракции, а с 16 апреля и председатель всей партии «Справедливая Россия» Николай Левичев раскритиковал кабинет министров с присущей ему деликатностью. «Вы убеждали в начале своего выступления, что могло быть хуже. Нас же, вообще-то, интересовало, могло ли быть лучше. Вы привели вроде бы хорошие цифры. Но тогда кто же ваши намерения так плохо реализует?» -- обратился он к Путину, адресовав претензии, главным образом, к его замам.
Борис Грызлов от имени «Единой России» поспешил «целиком и полностью» разделить все, что сказал Путин, присоединиться к успехам, о которых так пространно докладывал премьер, и продемонстрировать усердие в исполнении всего, что он пообещал. «Отчет правительства – это и отчет «Единой России», поскольку это результат наших общих усилий. Оппозиция может выйти и благополучно забыть о сегодняшнем многочасовом обсуждении. А нам отдыхать некогда, нам предстоит обеспечить реализацию инициатив нашего лидера», -- заявил Грызлов.
В относительно кратком (25-минутном) заключительном слове Владимир Путин прокомментировал выступления партийных лидеров, еще раз поблагодарил за внимание, и в 16:10 депутаты дождались-таки обеденного перерыва. Впрочем, неутомимый национальный лидер шансом поесть не воспользовался и еще нашел в себе силы выйти к журналистам.