Авторы письма в защиту судебной системы не хотят объяснять, что подтолкнуло их подписать документ против Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Тина Канделаки отказалась разговаривать с Infox.ru на эту тему. Анастасия Волочкова, которая подписывала аналогичное письмо в 2005 году, считает, что подписанты молчат «потому что им стыдно» -- они ведут себя так, как будто «занимаются проституцией».
Письмо пятидесяти пяти
На прошлой неделе 55 общественных деятелей подписались под открытым письмом в защиту судебной системы. Послание связано с приговором Ходорковскому, оглашенному в декабре прошлого года, и с последующими резонансными событиями. Помощница выносившего приговор Виктора Данилкина Наталья Васильева заявила, что решение за судью писали в Мосгорсуде.
Подписанты заявили о недопустимости давления на судебную систему и запугивания судей. Рассуждения шли на фоне разговоров о деле Ходорковского – общественный резонанс в нем, по мнению подписавшихся, мешал судопроизводству. «В последнее время на фоне второго процесса по делу руководителей НК ЮКОС М.Б. Ходорковского и П.Л. Лебедева общество оказалось втянуто в кампанию по дискредитации судебной системы. Широкая дискуссия об обеспечении независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых общественных активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие», - гласит письмо. В обращении намешены разные темы – обсуждение дела Ходорковского, запугивание и оскорбление судей. Обсуждение вопросов о помиловании подписавшиеся назвали «давлением на президента».
Официально авторство письма и инициатива по сбору подписей принадлежит неизвестному московскому юристу Денису Дворникову. Документ связывают с сотрудниками кремлевской администрации.
Анатолий Кучерена уже попытался откреститься от письма – в прессе появилась информация, что он поставил подпись по недоразумению. В официальных интервью Кучерена заявлял, что подписывался в защиту судебной системы, и Ходорковский тут совершенно не причем. За прошедшие дни адвокат даже успел совершить обратный шаг –публично раскритиковал работу московских судов и предложил главе Мосгорсуда Ольге Егоровой (а ведь именно ее обвиняют в давлении на Данилкина) подать в отставку. Правда, по словам Кучерены, его критика связана не с делом Ходорковского, а с частыми жалобами граждан. Остальные подписанты тоже заявляют, что письмо к Ходорковскому не имеет отношения, либо вовсе отказываются от комментариев.
Осенью прошлого года свое письмо о Ходорковском написали рок-музыканты. Борис Гребенщиков. Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Евгений Федоров и Александр Скляр попросили суд вынести справедливый приговор бывшему владельцу «ЮКОСа».
Первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков тогда высказался на эту тему: «Художникам надо дать возможность оставаться художниками. Не нужно, чтобы они горой стояли за власть. Никто их об этом не просит. Но и, наверное, не надо от них требовать того, чтобы они обязательно были против нее».
Оценку нынешнему стремлению художников в политику главный идеолог страны не дал.
Письмо пятидесяти
Письма 2005 и 2011 года похожи по форме. В старом документе речь идет о том, что решения должен принимать только суд, влияние больших капиталов на судопроизводство недопустимо и налоги нужно платить. Одновременно письмо полно намеков на нечистоплотность подсудимых. «Большие деньги» крупного бизнеса не должны влиять на политику и быть выше Закона. Надо уважать общество, а не считать, что финансовая мощь может давать над ним абсолютную власть. Нельзя ради коммерческого успеха пренебрегать ценностью человеческой жизни и рушить демократические принципы. Грязными руками добрые дела не делаются», -- написано в обращении. Впрочем, это не мешало некоторым подписантам уверять, что письмо, так же как и нынешнее, не против Ходорковского, а в защиту судебной системы. Текст был опубликован в разделе «на правах рекламы». Кто написал это письмо, собрал подписи и оплатил рекламную полосу, осталось неизвестным.
В этом году сразу несколько публичных лиц вспомнили про свои подписи 2005 года и отказались от них. Волну отказов начала недавно вышедшая из «Единой России» балерина Анастасия Волочкова. За ней покаялся Александр Буйнов – певец признал, что в тот момент фамилия Ходорковского для него ничего не значила. Надежда Кадышева сказала, что подписывала некий формальный документ за справедливость судебной системы, Ирина Роднина и Светлана Светличная и вовсе заявили, что ничего подобного не подписывали.
С другой стороны, Лео Бокерия, Александр Калягин и Сергей Абакумов заявили, что не отказываются от своих подписей. И опять та же логика: Ходорковский тут не причем. «Речь в письме идет вовсе не о Ходорковском, а о необходимости совершенствования правовой системы государства, о том, что закон должен быть един для всех, о том, что ни большие деньги, ни иные заслуги не должны освобождать гражданина от его обязанностей по отношению к государству — в том числе налоговых. А также о том, что «в правовом обществе решение о виновности и невиновности человека принимает суд, и только суд», -- написано в обращении на сайте Калягина.
Политические письма среди звезд больше не в моде
Количество известных людей, которые готовы подписаться в обращении против Ходорковского, за эти шесть лет очевидно уменьшилось. По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, изменились общественные тенденции и сегодня «звездам» некомфортно участвовать в подобных инициативах. «В 2005 год трудно было представить, что Волочкова откажется от своей подписи. Те действия, которые тогда считались допустимыми, сейчас представляются сомнительными. Поэтому звездам не хочется ввязываться в такие истории, чтобы им не задавали лишние вопросы по этому поводу», -- считает политолог.