Прошедшие в воскресенье выборы обернулись неудачей для двух партий, близких, по крайней мере до недавнего времени, к Владимиру Путину. «Единая Россия» хоть и сохранила за собой первое место, тем не менее потеряла за год в среднем около 8% голосов. А «Справедливая Россия» опустилась на последнее место в зачете парламентских партий. Бронзу же вместо эсеров получила ЛДПР.
Победы «Единой России» на всех выборах стали так привычны, что и сами единороссы уверовали в свою абсолютную непобедимость. Перед региональными выборами в партии власти уверенно прогнозировали, что наберут во всех регионах более 50%. 3 марта на вопрос журналистов, готовы ли в «Единой России» объединяться со «Справедливой Россией» для утверждения губернатора, если у партии не будет большинства в законодательном собрании, первый замглавы ЦИК партии Валерий Гальченко уверенно сказал, что готовы, но такая необходимость возникнет не раньше чем через 20 лет.
Самоуверенность единороссов оказалась несколько необоснованной. По результатам воскресных выборов партия власти получила более 50% только в четырех регионах из восьми. Причем максимальный результат партии составил всего 64,7% -- в Ямало-Ненецком автономном округе. Минимум единороссы получили в Свердловской области, где они не дотянули до 40%.
На региональных выборах в октябре 2009 года самый низкий результат «Единой России» составлял более 55% -- в Тульской области. Год назад на мартовских выборах минимум был получен в Ненецком автономном округе -- 42%. Вообще из девяти регионов тогда до 50-процентного барьера «Единая Россия» не дошла лишь в двух регионах -- помимо Тулы еще в Волгоградской области (49,5%).
Впрочем, пока средний результат «Единой России» едва, но превышает 50%. Среднее арифметическое из результатов ЕР в восьми регионах в минувшее воскресенье составило 50,5%. В октябре прошлого года из трех регионов (Москва, Тульская область и Марий Эл) -- 61,8%. А в марте прошлого года средний результат единороссов равнялся 58,6%.
КПРФ по итогам прошедших выборов уверенно осталась на втором месте. Средний результат коммунистов в восьми регионах -- 19,7%. В октябре поддержка партии составляла 16,8%, а в марте прошлого года -- 17,4%.
Правда, в одном регионе -- Ямало-Ненецком округе -- КПРФ заняла лишь третье место. Однако общую картину это не портит. Вообще коммунисты традиционно отдают серебро в нескольких регионах. В марте прошлого года КПРФ получила бронзу в трех регионах: в Кабардино-Балкарии ее потеснили эсеры, в Карачаево-Черкесии -- «Патриоты России», а в Архангельской области -- «Справедливая Россия».
На нынешних выборах на третье место вышла ЛДПР. Средний результат партии Жириновского составил 13,42%. Причем в Ямало-Ненецком округе либерал-демократы и вовсе вышли на второе место. Стоит отметить, что бронза -- серьезный результат для ЛДПР. В последние годы о постепенном уходе со сцены Жириновского не говорил только ленивый. На мартовских выборах прошлого года его партия получила в среднем лишь чуть более 9%. А в октябре среднее арифметическое результата партии и вовсе составило менее 6,5%.
Однако вместо ЛДПР на четвертом месте оказалась «Справедливая Россия» -- со средним результатом 12,2%. Еще в октябре 2009 года единороссы, воспринимавшие когда-то эсеров в качестве конкурентов за любовь Владимира Путина, радовались тому, что КПРФ не дала справороссам занять второе место. Вообще партия Миронова некоторое время претендовала даже на соперничество с «Единой Россией». И в марте 2007 года действительно заняла первое место на выборах в законодательное собрание Ставропольского края -- край стал единственным регионом, парламент которого не контролировала партия власти. Правда, большинство у «Справедливой России» там вскоре отобрали, а новых успехов не получилось. В марте 2009 года средний результат партии составил чуть более 10%, а в октябре -- около 6,5%.
«Ухудшение результатов «Справедливой России» можно объяснить стремительным ростом поддержки КПРФ, а кроме того, у руководства партии есть проблемы с харизмой, -- перечисляет проблемы эсеров политолог Михаил Виноградов. -- Наконец, назвать Миронова оппозиционером очень сложно, и в нынешних условиях для людей становится все более очевидно, что эта партия -- не настоящая, картонная оппозиция».