Ко второму чтению бюджета на 2009 год расходы на национальную оборону выросли почти до 1,3 триллиона рублей. Это позволит военному ведомству начать глобальную модернизацию Вооруженных сил и сокращение числа офицеров.
В пятницу Госдума рассмотрит во втором чтении проект федерального закона «О бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года». Среди прочего, депутаты скорректировали «оборонную» часть документа. Как сообщил председатель комитета Госдумы по обороне и безопасности Виктор Заварзин, парламентарии, в частности, внесли поправки, увеличивающие размер накопительного взноса для участников «военной ипотеки» – с 101,2 тыс. рублей, предусмотренной Минфином на бюджет 2009 года, до 169 тыс. рублей. Впрочем, основные изменения коснулись вооружения армии и флота. В итоге ко второму чтению общий объем гособоронзаказа на 2009 год был увеличен на 100 млрд рублей. Как заявил в четверг президенту Дмитрию Медведеву вице-премьер Сергей Иванов, в 2009 году расходы государства по статье «национальная оборона» возрастут почти до 1,3 трлна рублей.
Практически одновременно с бюджетными чтениями в Госдуме министр обороны России Анатолий Сердюков объявил о начале военной реформы. Ее суть – сокращение центрального аппарата (более чем вдвое), замена «четырехзвенной» (армия, военный округ, дивизия, полк) системы управления Вооруженными силами на «трехзвенную» (военный округ, оперативное командование, бригада), сокращение и преобразование военных учебных заведений. По итогам заявленной реформы в Сухопутных войсках останется 172 части и соединения, в Военно-воздушных силах из 340 частей – 180, ВМФ сократится практически в два раза (с 240 до 123 частей), Ракетные войска стратегического назначения – с 12 до восьми частей. В «сухом остатке» в российской армии будут служить 150 тыс. офицеров – в два с лишним раза меньше, чем сегодня.
«В принципе, нет ничего удивительного в том, что процесс наращивания военного бюджета, с одной стороны, и процесс реорганизации российских Вооруженных сил -- с другой, идут параллельно, -- считает член Совета федерации РФ Анатолий Лысаков. – Всякое разумное государство стремится к тому, чтобы его армия выполняла свои задачи с максимальной эффективностью». «Армии вроде советской – вчерашний день, -- заявил сенатор Infox.ru. – И сокращение численности центрального аппарата Вооруженных сил, оптимизация армейской структуры управления представляют собой реальный резерв, который может и должен быть задействован для решения технических задач, стоящих перед военными».
Впрочем, не все эксперты склонны видеть в происходящих изменениях жесткую закономерность. Член-корреспондент Академии военных наук, член Общественного совета при Минобороны Анатолий Цыганок заявил корреспонденту Infox.ru, что идеи, озвученные Анатолием Сердюковым, на высоком уровне всерьез не дискутировались и не обсуждались. «И это никакая не реформа – это просто сокращение армии», -- считает он. «Идеология преобразований в целом ясна, -- говорит военный эксперт Павел Фельгенгауэр, – вестернизация Вооруженных сил, то есть их модернизация по западному образцу. Но об ее итогах говорить сложно. В российской истории нечто подробное случалось и прежде, причем в разных случаях с разным результатом».