Госдума ищет, чем привлечь депутатов на пленарные заседания. Для парламентариев с их множеством забот личное голосование за законы не приоритет. Впрочем, за документы в третьем чтении голосовать теперь придется. На этом настаивает руководство Госдумы.
Обсуждение изменения формата работы Думы продолжается. В него включается все большее число участников. В четверг на эту тему практически одновременно высказались вице-спикер Госдумы Олег Морозов и руководитель управления аппарата Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов.
Морозов поддержал предложение установить новый график, по которому пленарные заседания будут проводиться не три недели в месяц, а две, но в усиленном режиме: по три пленарки в неделю. Он положительно отнесся и к инициативе ввести обязательное личное голосование за законопроекты третьего чтения. «Мы (фракция «Единая Россия». – Infox.ru) считаем, что прежний формат работы Государственной думы себя исчерпал», -- добавил Морозов.
Вице-спикер считает, что практика голосования по доверенностям была необходима до 2003 года, пока в парламенте не было партийного большинства. Для принятия любого законопроекта требуется минимум 226 голосов – задача для многопартийного парламента трудновыполнимая. «Сегодня ситуация иная. Законодательное поле страны в главном уже сформировано. Произошла партийная структуризация Думы. Это позволяет перейти к предложенной Борисом Грызловым системе голосования», -- прокомментировал Морозов.
Кроме обязательного личного голосования по третьему чтению, предложения Бориса Грызлова подразумевают упорядочение процедуры выдачи доверенности. Голосовать вместо коллеги в принципе позволительно, но если у него есть уважительная причина для отсутствия.
Что считать уважительной причиной, депутаты пока не определили. «Я четырежды избирался в одномандатном округе. И даже в ходе избирательной кампании не пропускал практически ни одного заседания Думы. Мой личный опыт показывает: депутат может сочетать одно и другое. Поэтому мне непонятно, когда говорят: «Дайте нам право пропускать пленарные заседания, поскольку мы, мол, работаем с избирателями», -- скромно заметил вице-спикер.
Юрий Шувалов собрал прессу не столько, чтобы разъяснить позицию аппарата и механизм реализации новых правил, сколько для того, чтобы попросить журналистов не называть лишний раз депутатов прогульщиками и не участвовать в раздувании кампании. Журналисты заметили, что всего лишь реагируют на информационный повод, начало которому положил президент, а поддержал – председатель Госдумы Борис Грызлов. «Президент только сделал замечание, высказал свою позицию. Нас, конечно, интересует его точка зрения, мы не могли не среагировать, поддержали. Но президент – это вообще другая ветвь власти», -- напомнил Шувалов. «Грызлов никогда не называл своих коллег прогульщиками. Это делают другие», -- добавил руководитель управления.
Шувалов подробно объяснил, что именно входит в обязанности депутата. Выходило, правда, что среди множества забот личное участие в принятии законов – не главное. Журналисты согласились учесть нагрузку, но предложили простой выход – информировать средства массовой информации и избирателей о том, сколько реально депутатов находится в зале (особенно после перерыва) и чем заняты отсутствующие. Шувалов одобрил, добавив, что главным инструментом наказания должна стать именно гласность.
По мнению представителей аппарата Госдумы, с теми, кто «отсутствует без уважительной причины» (слово «прогульщик» применительно к депутату кажется чиновнику чересчур сильным), следует разбираться фракции. «Это может быть нечто вроде порицания, которое впоследствии не позволит депутату вновь избираться», -- выразил свою личную (это руководитель управления подчеркнул особо) точку зрения Юрий Шувалов.