Перед депутатами отчитался министр энергетики Сергей Шматко. Вопреки ожиданиям парламентариев, о шахте «Распадская» чиновник в докладе не сказал ни слова. Но на вопросы Госдумы ответил, сообщив, что авария причинила ущерб не менее 6 млрд руб.
В среду в рамках правительственного часа перед депутатами отчитывался министр энергетики Сергей Шматко.
Накануне, анонсируя приход министра, спикер Госдумы Борис Грызлов сказал, что у парламентариев накопилось много вопросов, главный из которых касается трагедии на шахте «Распадская». «Очень важно, чтобы общий уровень безопасности на объектах энергетики был ощутимо повышен, а груз финансовых затрат, которые потребуются для модернизации отрасли, не лег бы в конечном итоге целиком на потребителей», -- отметил председатель нижней палаты во вторник.
Но в докладе Шматко про аварию не прозвучало ни слова. Депутатам пришлось специально просить министра остановиться на этой теме. Отвечая на их вопросы, глава Минэнерго в числе прочего сообщил, что, по разным оценкам, материальный ущерб составил не менее 6 млрд рублей. Коммунисты возмутились, почему за безответственность владельцев весьма прибыльного предприятия расплачивается федеральный бюджет. Шматко заверил, что ремонт будет произведен не только за счет государства. «Мы хорошо знаем, что шахта «Распадская» неплохо зарабатывала в последние годы. Сегодня конъюнктура на угольном рынке очень неплохая, и поэтому мы считаем, что государство может оказать поддержку, например, в части привлечения средств», – пояснил министр.
Что касается предотвращения подобных катастроф в будущем, то этому будет способствовать расширение полномочий надзорных органов вплоть до наделения их правом отстранять руководителя, пояснил чиновник. Косвенно целям безопасности послужит и повышение размера постоянной части зарплаты шахтеров: слишком большая зависимость доходов рабочих от объема выработки вынуждает их рисковать.
Депутаты фракции КПРФ сформулировали системную причину техногенных катастроф, «происходящих в отрасли с пугающей частотой». По их мнению, всему виной частная собственность. Шматко не поддержал идею национализации ТЭК, сослался на зарубежный опыт, а в качестве рецепта предложил «совершенствовать возможности государства по обеспечению системы контроля».
Еще одним важным вопросом правительственного часа стала информация министра о том, что к 2012 году в связи с «неперспективностью» планируется закрытие от 5 до 10 градообразующих предприятий угольной промышленности. Их владельцам уже сейчас рекомендовано начинать подготовку к поэтапной ликвидации. Шматко пообещал помощь государства в решении социальных вопросов моногородов.