Выборы в Мосгордуму, состоявшиеся более полугода назад, продолжаются в московских судах. Юрий Лужков последовательно судится с политическими оппонентами. В среду началось рассмотрение иска мэра столицы против Владимира Жириновского. Лидер ЛДПР осенью прошлого года собирался «хоронить демократию» и обвинял Лужкова во всех проблемах Москвы.
Во вторник состоялось судебное разбирательство по иску мэра Москвы Юрия Лужкова к лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. Судья пыталась начать рассмотрение иска еще в конце прошлого года, но дело все время откладывалось из-за неявки ответчика. Владимир Жириновский выражал желание лично присутствовать на процессе, но этому мешала работа в Госдуме, поэтому за дело взялись только на шестом заседании и – опять без ответчика. Жириновский присутствовал на внеочередном пленарном заседании Госдумы, на котором решался вопрос ратификации договора с Украиной о Черноморском флоте.
Претензии Лужкова к лидеру ЛДПР связаны с политическим скандалом, последовавшим за региональными выборами в октябре 2009 года. Оппозиционные политики заявили о массовых нарушениях и фальсификациях в ходе голосования. Особенно оппозиционеров возмутили выборы в Мосгордуму, куда прошли всего две партии (35 депутатов городского заксобрания представляют сейчас «Единую Россию», а трое – КПРФ). После единого дня голосования три партии покинули заседание Госдумы в знак протеста. Скандал закончился встречей президента с лидерами парламентских партий, после чего в интервью каналу «Вести-24» Жириновский заявил, что обратился к президенту с просьбой отправить в отставку Юрия Лужкова, так как, по его мнению, «это (правительство столицы во главе с Лужковым. – Infox.ru) самое грязное, криминальное правительство за всю историю России».
Истца возмутило даже не это заявление, а последующие слова политика: «Это источник коррупции не только для Москвы, но и для всей страны. Это источник поддержки криминального мира для всей страны, потому что здесь все воры в законе находятся. Здесь свои устраивают сходки, хоронят своих авторитетов. Поэтому это огромный тормоз для страны. Это московская мафия, и все это связано только с одним человеком – с мэром Москвы». Это фраза и стала предметом искового заявления.
Еще до начала заседания было ясно, что на заседании все же ждут Жириновского. Перед входом в здание Савеловского суда собрались сторонники политика, охрана на входе была усилена, а милиционер объяснял судебным приставам, что охранников Жириновского с оружием в суд пропускать нельзя, как бы ни настаивали. В ожидании политика его адвокат Сергей Беляк предложил начать заседание без ответчика, уточнив, что Жириновский приедет в суд, как только освободится. Судья Эдита Демидова уточнила, не пожелает ли лидер ЛДПР выслушать истца, и получила уверенный ответ: «Не желает».
Адвокат мэра и правительства Москвы Анастасия Румянцева напомнила суду об исковых требованиях истца. Лужков требует признать заявление Жириновского не соответствующим действительности и порочащим честь, достоинство и деловую репутацию, а также взыскать с политика 5 млн руб. – 2,5 млн в пользу мэра и 2,5 млн в пользу правительства Москвы. Требование с опровержением информации предъявляется не к Жириновскому лично, а к соответчику по этому иску – компании ВГТРК, так как интервью политика транслировалось на канале «Вести-24». Представитель истца заявила, что Лужков требует опровергнуть порочащие его сведения, сообщив о решении суда в новостях, а также в программах «Вести недели» и «Вести в субботу».
Цензура в суде
Представитель ВГТРК Зоя Матвеевская с такой конструкцией иска категорически не согласилась. По ее мнению, требования, заявленные к вещательной корпорации, – это не что иное, как попытка с помощью суда ввести цензуру в СМИ. Адвокат напомнила закон о СМИ, по которому СМИ могут передавать официальные заявления государственных деятелей и не несут ответственности за это. Более того, редактировать подобные заявления СМИ не имеют права.
По мнению Матвеевской, совершенно очевидно, что на встрече с президентом Жириновский выступал не как частное лицо, а как лидер партии и зампредседателя Госдумы, а его заявление журналистам, сделанное в рамках брифинга, иначе как официальным считать нельзя. «Мало того, что ВГТРК не несет ответственности. Истец определяет форму заявления, которое нас пытаются обязать сделать. Это цензура. Суд это не должен принять», -- заявила Матвеевская.
По мнению адвоката, истец формирует опасную практику, при которой СМИ будут бояться передавать заявления лидеров парламентских партий.
Представитель истца Анастасия Румянцева в ответ пояснила, что особых претензий у ее доверителя к ВГТРК нет, так как канал «Вести-24» стал только площадкой для распространения порочащих сведений, поэтому финансовые претензии к вещательной корпорации не предъявлены. Но от требований об опровержении сведений адвокат не отказалась.
Адвокат Жириновского Сергей Беляк заявил, что привлечение к иску ВГРТК, да еще в роли первого ответчика – это не только акт цензуры, но и уловка истца, чтобы отправить дело именно в Савеловский суд, по месту расположения компании. «По таким делам первым истцом не может выступать СМИ, им должен быть автор распространенных сведений. Соответственно, дело надо переносить либо в Никулинский суд, по месту жительства ответчика, либо по местоположению партии ЛДПР», -- заявил адвокат. Но судья ходатайство об изменении подсудности иска отклонила.
Жириновский – человек или политик
Обсуждение вопроса, в каком качестве Жириновский сделал свое заявление – как частное лицо или как лидер парламентской партии, продолжили представители ответчика. Дело в том, что требования направлены именно Владимиру Жириновскому, ЛПДР в иске не фигурирует, хотя заявление журналистам, которое стало предметом разбирательства, политик начал со слов, что он обратился к Медведеву от имени всей партии. Соответственно, по мнению адвокатов ответчика, к иску надо либо подключить ЛДПР в качестве соответчика, либо признать ответчика ненадлежащим и заменить его на партию.
Представитель Лужкова напомнила суду, что изменить ответчика можно только при согласии ответчика, а она как доверенное лицо с этим не соглашается. Анастасию Румянцеву не убедили в том, что Жириновский выступал от имени партии, ни слова самого политика, который приехал в суд после обеденного перерыва, ни заявления свидетелей – членов фракции ЛДПР, которые рассказали, что на заседаниях фракции они просили лидера партии донести их мнение о столичных властях до президента России.
1000 свидетелей Жириновского
Тактика защитников Жириновского сводилось к тому, что, во-первых, заявление Жириновского – это только мнение (судить за которое, как известно, нельзя), а во-вторых, мнение это соответствует действительности.
Адвокаты уверяли, что думает так не один Жириновский, а большинство москвичей. «Это источник коррупции» -- кто так не говорит? «Это источник криминалитета» -- ну какой здравомыслящий человек будет с этим спорить? И Япончика тут хоронили, и криминальные сходки в Бутырке были», -- горячился адвокат Беляк.
Чтобы доказать правильность мнения Жириновского, адвокаты приводили статистику. По их словам, они делали запрос в МВД и выяснили, что против московских чиновников было заведено 37 уголовных дел – цифра значительно более высокая, чем в других российских городах.
О желании высказаться о коррупционной ситуации в Москве адвокатам заявили 1000 человек, из которых защитники выбрали 100 и предложили суду заслушать их показания.
Кроме того, адвокаты Жириновского заявили ходатайство об истребовании документов МВД о количестве проживающих в столице «воров в законе».
Румянцева возразила против удовлетворения этих требований, объяснив, что доказывать надо не существование коррупции в Москве, а связь с ней московского мэра.
Судья в удовлетворении ходатайств отказала.
Жириновский отправил Лужкова в отставку
Когда же, наконец, взял слово сам Жириновский, он прежде всего заявил отвод судье, пояснив это тем, что судья Демидова, как и другие московские судьи, находится под влиянием московских властей. «На днях у меня был разговор с Лужковым, и он заранее сказал, что меня ждут финансовые расходы. То есть, он уже знает о том, какое решение вынесет суд», -- заявил Жириновский.
Судья Демидова собственный отвод не поддержала, тем самым «подтвердив недоверие» Жириновского.
По мнению политика, лидер оппозиционной партии просто обязан говорить о проблемах в стране, в том числе о коррупции, – это основа существования многопартийной системы. «Впервые за 20 лет меня вызвали в суд. А я говорил о плохой работе много кого», -- заявил Жириновский. Политик продолжил исполнять заявленные обязанности оппозиционера – приводить информацию о коррупции в Москве. По словам лидера ЛДПР, вымогательство взяток в столице начинается буквально с детского сада: чтобы устроить в учреждение ребенка, приходится платить. Такая же ситуация, добавил Жириновский, обстоит и с московскими школами.
Жириновский уверен, что коррупция приводит к тому, что федеральные законы не выполняются. В Москве, например, несмотря на запрет, продолжают действовать клубы игровых автоматов, и, хотя члены партии сообщают об этом и называют конкретные адреса, ситуация не меняется. Система взяток и откатов, по мнению Жириновского, приводит к растрате бюджета и появлению неадекватных цен. «2,5 миллиона долларов было выделено на обеспечение безопасности Москвы. В результате были установлены видеокамеры-муляжи, а милиционеры демонстрировали фальшивые видеозаписи», -- заявил политик. Один километр дороги в центре, по словам Жириновского, стоит $20 млн, а на квартиру москвичу надо копить 80 лет – таких цен нет нигде в мире.
«Опрос, который проводила «Русская служба новостей», показал, что с моим мнением согласились 85 процентов москвичей, -- заявил Жириновский и предрек. -- Я уверен, что через месяц Москву возглавит другой человек».
Пытка голодом
В конце заседания суд допросил свидетелей ответчика, депутатов Государственной думы от ЛДПР, которые подтвердили, что на встрече с президентом Жириновский высказывал консолидированное мнение партии. Суд также исследовал письменные документы сторон и видеозапись программы, в которой выступал Жириновский.
Заседание продолжалось до 19.00. Адвокаты политика попросили объявить перерыв, жалуясь, что к ним применяется пытка голодом. Но судья была непреклонна и объявила перерыв, только когда суд перешел к стадии прений.
В среду разбирательство продолжится.