Самой важной проблемой российского футбола с начала чемпионата стал мат на стадионе. Спортивные власти уже объявили войну сквернословию, будто в первый раз услышав с секторов за воротами матерные скандирования. Теперь культурой фанатов займется Всероссийское объединение болельщиков (ВОБ). Президент этой организации Александр Шпрыгин рассказал Infox.ru, как это будет происходить.
Конечно, нет такой силы на свете, которая заставила бы болельщика громко крикнуть: «Черт возьми, он опять промазал» вместо непечатного выражения, глядя, как нападающий-миллионер его любимой команды снова не забил мяч с двух метров в пустой угол ворот. Даже Российский футбольный союз (РФС), чей новый президент Сергей Фурсенко заявил, что с матерщинниками на трибунах надо что-то делать, бессилен в такой ситуации. Речь идет об иных случаях, когда сектор за воротами начинает слаженно скандировать неприличные слова. Озарение о необходимости борьбы с матом снизошло на президента РФС после матча второго тура «Зенит» -- «Спартак».
«Поведение болельщиков в отдельных матчах действительно огорчает. С файерами и ракетами надо заканчивать, как это сделано уже во всем мире. А еще мы будем применять серьезные санкции за кричалки, содержащие ненормативную лексику, потому что футбол – это общественное явление. А ненормативная лексика, применяемая в общественном месте, – это хулиганство, это уголовная статья. Если подобные проявления будут впредь появляться на трибунах, мы будем проводить следующие матчи без тех фанатов, которые употребляют ненормативную лексику на стадионах. При этом речь не идет о проведении матчей вообще без болельщиков, а только о фанатских секторах, которые таким образом выражают свои чувства. Я хочу, чтобы нормальные люди семьями ходили на футбол», -- приводит слова Сергея Фурсенко «Советский Спорт».
Тарифы на мат повысятся
Слова Фурсенко – лишнее напоминание о том, каким хотят видеть футбол спортивные власти. Спокойный матч со спокойными болельщиками, которые по возможности купили бы перед футболом сосиску в тесте и пластиковый стаканчик пива. Богемность народной игры уже сейчас вызывает определенные опасения у тех, кто называет себя «активными болельщиками».
«Я прекрасно понимаю подобные страхи, -- пояснил Infox.ru президент ВОБ Александр Шпрыгин, – но уверен, что в нашем футболе не произойдут какие-то коренные перемены. Для этого пока просто нет условий, ведь нужно, чтобы на футбол стало ходить больше болельщиков, чем вмещают стадионы. Тогда можно было бы повысить цены на билет и отсеять нежелательную публику».
«А вот проблема мата стала в последнее время совершенно реальной. С этим пока можно бороться только одним способом – взвинтить штрафы клубам за поведение их фанатов. На сегодняшнем собрании Контрольно-дисциплинарной комиссии (КДК) такой вопрос будет поставлен. Пускай руководители команд работают со своими фан-клубами и разбираются с болельщиками. Если раньше применялись штрафы в размере нескольких десятков тысяч рублей, то теперь речь будет идет о сотнях. Думаю, ни один владелец не станет тратить огромные деньги и рано или поздно пойдет на диалог с фан-движением, мы как раз этого и добиваемся», -- также отметил Шпрыгин.
«У всех игроков разный уровень внутренней культуры»
Матч третьего тура «Динамо» -- «Зенит» также вызвал недовольство спортивных чиновников из-за чрезмерного употребления крепких выражений и скандирований. Противостояние возникло между московским клубом и начальником питерской команды Владиславом Радимовым, который потребовал официальных извинений за оскорбления его супруги Татьяны Булановой болельщиками «Динамо». Руководство бело-голубых ему отказало, но вот президент клуба Юрий Исаев заявил, что будет штрафовать футболистов за мат во время игры. Подобную инициативу, однако, поддерживают не всеми команды.
«Мы не считаем, что это необходимо, -- сказал Infox.ru спортивный директор «Спартака» Дмитрий Попов. – Ведь у всех игроков разный уровень внутренней культуры, но когда в тебя всеми шестью шипами сзади врезаются, это как молотком по пальцу. Что вы скажете: «Ах!» или ругнетесь? А вот со штрафами для болельщиков -- соглашусь, что они нужны. Когда шесть тысяч человек скандируют матерное выражение – это не очень приятно. Можно то же самое сделать, но с куда большей иронией и юмором».