ФСБ заявляет, что передала Польше все имеющиеся архивы по расстрелу польских офицеров в Катынском лесу. В то же время там признают, что «катынского дела» как единого целого не существует.
ФСБ России передала польской стороне все имеющиеся архивы по событиям в Катыни, однако большая часть архивов была уничтожена в 1950-е годы. Об этом сообщил «Интерфаксу» начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ России генерал-лейтенант Василий Христофоров.
«Мы на самом высоком уровне принесли польской стороне свои извинения. Польше переданы копии всех сохранившихся у нас архивных документов», -- отметил Христофоров.
В то же время, по его словам, большая часть архивов была уничтожена в 1950-е годы. Кроме того, нет такого архива по «катынскому делу» как единого целого, и в самых разных архивах имеются документы, прямо или косвенно затрагивающие эту тему.
«Добиться полной правды сегодня сложно. Уже давно нет в живых тех, кто принимал решение о расстреле польских офицеров. Архивные дела на расстрелянных были уничтожены. Решение об этом принималось на самом высоком уровне. Председатель КГБ СССР в 1950-е годы написал записку в Политбюро ЦК КПСС с предложением уничтожить эти дела», -- отметил Христофоров.
Христофоров отметил, что «катынское дело» является очень болезненным вопросом как для поляков, так и для россиян.
Более 14 тыс. офицеров польской армии были интернированы осенью 1939 года на территорию СССР. В 1943 году, через два года после оккупации немецкими войсками западных районов СССР появились сообщения, что сотрудники НКВД расстреляли польских офицеров в Катынском лесу в 14 км к западу от Смоленска. Были эксгумированы тела более 4 тыс. человек.
По информации Главной военной прокуратуры России, в ходе расследования «катынского дела» было установлено точное число лиц, которые содержались в лагерях «и в отношении которых принимались решения» -- чуть более 14 540 человек. Из них более 10 700 содержались в лагерях в РСФСР, а 3800 -- на Украине.
В ноябре президиум Мосгорсуда удовлетворил восемь жалоб правозащитников, требующих признания репрессированными 14 польских военнопленных, и направил «катынское дело» на новое рассмотрение в Хамовнический суд столицы.
А в октябре Московский окружной военный суд отклонил жалобу родственников погибших, в которой они просили возобновить расследование, и признал законным прекращение «катынского дела».