В российских международных резервах доллар остается основной валютой, занимая 47% валютной части. На евро приходится 41%, на фунт -- 10%. Эту структуру власти менять не собираются.
В структуре валютной части международных резервов России доллар занимает около 47%, евро – около 41%, британский фунт стерлингов – 10%. Об этом сообщил первый зампред ЦБ России Алексей Улюкаев в интервью журналу «Итоги».
«У нас порядка 47% в долларе, около 41% в евро, примерно 10% в британских фунтах, около 2% -- в иенах», -- сообщил Улюкаев, отметив, что эта структура постоянно меняется «на сотые, десятые доли процента».
В целом же реструктуризировать валютные резервы власти не намерены. «Мы считаем, что наша структура устойчивая и надежная. Она корреспондируется и с торговым балансом, и с долговой структурой задолженности компаний», -- сказал первый зампред ЦБ.
По данным на 23 октября, объем международных резервов России составлял $429,3 млрд, увеличившись за неделю на $5,9 млрд. За сентябрь международные резервы выросли на 0,9%, или $3,849 млрд.
Между тем ряд экспертов выражают озабоченность ослаблением доллара, который является основной резервной валютой, и его перспективами.
Международные резервы состоят из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и так далее. В начале года ЦБ опубликовал информацию, в соответствии с которой по состоянию на 1 января 2009 года на передовые позиции в валютной части резервов вышел евро, заняв 47,5%, доля доллара составляла 41,5%, фунта стерлингов -- 9,7%, японской иены -- 1,3%. Однако позднее Улюкаев назвал эти цифры «технической ошибкой». По его словам, к началу года доля евро составляла «40 с небольшим процентов».
Девальвация
Улюкаев также рассказал, какие варианты валютной политики обсуждались после начала кризиса. Так, по его словам, всерьез обсуждались планы одномоментной жесткой девальвации рубля.
«Одномоментная девальвация позволила бы сохранить в большем объеме валютные резервы. В течение осени и начала зимы с пикового значения в 590 миллиардов резервы сократились до 390 миллиардов. Наверное, мы могли бы обойтись меньшей суммой», -- заметил он.
Однако, по его словам, такое решение означало бы крах многих банков. «Достаточно даже двух-трех банков, чтобы началась паника, которую потом очень трудно чем-нибудь затушить. Возможно, это вообще был вопрос жизни и смерти банковской системы», -- добавил он.
Вторая волна кризиса
Кроме того, Улюкаев в очередной раз опроверг предположения, что идет вторая волна кризиса. «Да, происходит накапливание того, что называется плохими или необслуживаемыми долгами. Темпы роста этой задолженности довольно большие -- 8-10% в месяц, сейчас она вдвое больше, чем в конце прошлого года. До конца года она еще немножечко вырастет, процентов до 10 от общего объема кредитного портфеля. Но это гораздо меньше тех 30-40%, которые прогнозировались в январе. В 2010 году, видимо, проблема останется», -- сказал первый зампред.
В то же время, по его мнению, «уровень просрочки в 15-20% не будет преодолен никогда».