Экономист Бегляр Новрузов заявил о снижении торговой значимости Евросоюза для России.
По словам специалиста, многочисленный антироссийские санкции привели к снижению доли торговых операций между Россией и странами ЕС. Таким образом, значение европейского рынка постепенно теряется, поскольку Россия ищет альтернативных партнеров в Азиатском и других регионах. Также эксперт отметил снижение торговой значимости ряда стран Северной Америки и Азии.
В связи с серьезным санкционным давлением Россия пересматривает логистику и выстраивает новую работу транспортного комплекса. Речь не идет о полном прекращении торговых отношений с Западными странами, однако как показывает статистика в 2021-22 годах удельный вес российского экспорта в этом направлении оставлял не более 30% от общего объема.
В связи с пересмотром логистических маршрутов, часть данного торгового объема будет переориентирована на южное направление с задействованием портов Черного и Азовского моря, еще часть пойдет по сухопутным и водным путям в направлении Север-Юг.
При перестройке логистических маршрутов учитываются как направления движения для давних партнеров в Южной Америке и Азии, так и векторы для новых рынков в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Это позволит России восстановить прежние объемы экспорта уже к 2025 году.
Способствовать наращиванию объемов экспорта будет и развитие транспортной инфраструктуры в южном направлении. Работы по усилению транспортной инфраструктуры здесь уже вышли на финальный этап. Увеличена пропускная способность портов и железных дорог, ведется работа по развитию автомобильных перевозок.
Результатом этих действий станет увеличение российского экспорта до 30% уже к 2030 году. Приоритеты окончательно сместятся с Европейского направления, ранее занимавшего 40 % экспорта, на страны Ближнего Востока и Центральной Азии, активно будут осуществляться поставки через черноморские порты.