Решение Владимир Путина от 1 июля о передаче имущества оператора Сахалин-2 Sakhalin Energy государству ставит Японию, имеющую долю в проекте, перед непростым выбором.
Все возможные варианты для японской стороны являются довольно неоднозначными. В случае согласия на переход к новому оператору концерны Mitsui и Mitsubishi не могут быть уверены в сохранении имеющихся в настоящий момент долей в проекте i(12,5 и 10% соответственно).
Еще один вариант развития событий - отказ Японии от перехода к новому оператору - ставит под угрозу действующие контракты по поставке СПГ, поскольку Россия внесла Японию в список недружественных стран. И хотя смена собственника обычно предполагает сохранение условий по имеющимся соглашениям, современная геополитическая ситуация обостряет риски для Японии.
Не исключена и вероятность расторжения контрактов на поставку СПГ в случае отказа японских компаний с условиями, предлагаемыми Россией. В этом случае энергобезопасность Японии попадает под удар, поскольку при невозможности получения сжиженного газа от России Токио будет вынужден закупать его на спотовом рынке по гораздо более высоким ценам. По оценкам экспертов затраты в этом случае составят порядка 14,8 млрд долларов в год.
На принятие решения у Японии есть месяц: именно столько времени действует соглашение о разделе продукции, в ходе которого идет передача новому оператору. Осложняет ситуацию и участие Токио в Большой семерке, оказывающей со своей стороны серьезное давление.
Напомним: российские поставки СПГ закрывают 8,8% потребностей Японии в газе. Большая часть импортируется как раз через “Сахалин-2” и правительство Японии крайне заинтересовано в участии национальных компаний в проекте.
Фактически Японии предстоит выбор между сохранением отношений на уровне G7 и собственной энергобезопасностью.