Число проектов по производству и транспортировке водородного топлива в мире активно растет.
Только за прошедший месяц несколько европейских и азиатских стран обозначили планы по производству, транспортировке и использованию водородного топлива. Ряд экспертов связывает такую активность с конфликтом между Россией и Украиной, который вызвал рост беспокойства в зависящих от поставок российских энергоресурсов странах. Однако активный интерес к производству водорода проявляют не только импортозависимые государства, но и крупные экспортеры топлива, такие как Саудовская Аравия, Норвегия и США.
В Европе наибольшую активность в отношении производства альтернативного источника энергии проявляет Германия. На прошлой неделе немецкая компания RWE совместно с оператором трубопроводов OGE анонсировали инфраструктурный проект по созданию комплекса предприятий, производящих энергетический водород. В рамках проекта H2ercules будет осуществляться хранение и транспортировка водорода как внутри страны, так и за ее пределы, в ближайшие европейские государства. Для реализации проекта необходимо 3,5 млрд евро. По оценкам экспертов к 2030 году длина водородопровода достигнет 1500 км, а мощность электролитических предприятий достигнет 1 ГВт.
Инициативу Германии поддерживает и Норвегия. На встрече министра экономики и энергетики ФРГ Роберта Хабека и премьер-министра Норвегии Юнаса Гар Стёре активно обсуждалась перспектива строительства водородопровода в Норвегии, представитель которой высказал намерение страны способствовать “максимально быстрому развитию водородного рынка” в Германии и ЕС. В ходе обсуждения политики обозначили необходимость производства зеленого водорода, которое не сопровождается углеродными выбросами. Немецкий министр подчеркнул, что Норвегия обладает обширными возможностями для такого производства.
Политики не исключили, что на первых этапах работы через водородопровод могут поставлять так называемый “голубой” водород, получаемый из метана и являющий менее экологичным, однако в перспективе вся работа системы будет сосредоточена на экологичном “зеленом” водороде.
Запуска водородопровода в Европе важен не только как способ снизить зависимость европейских стран от российских энергоносителей. Он также поможет создать массу новых рабочих мест по всему миру. По предварительным оценкам экспертов, мировой рынок “зеленого” водорода к 2050 году может достичь 300 млрд долларов и создаст порядка 400 тысяч рабочих мест.
Создание рабочих мест возможно не только при строительстве и обслуживании водородопровода, но и при строительстве “зеленых” электростанций (работающих на возобновляемых источниках энергии), необходимых для получения водорода.
Перспектива производства водорода важна для европейцев не только с позиции отказа от энергоносителей из России, но и в рамках программы декарбонизации и сокращения экологической нагрузки.
Европа отнюдь не единственный регион, озадаченный развитием альтернативных источников энергии. Водородопроводы уже существуют в США и развитие энергетики в данном направлении не прекращается. Так в марте компания Green Hydrogen International представила план строительства крупнейшего в Мире комплексного предприятия, специализирующегося на зеленом водороде в Техасе. Предполагаемая мощность комплекса будет достигать 60 ГВт, а годовой объем производства водорода 2,5 млн тонн. Первый этап планируют завершить уже к 2026 году.
Не остаются в стороне и азиатские страны. Саудовская Аравия запускает строительство завода по производству водорода на северо-западе страны. Объем инвестиций оценивают в 5 млрд долларов, запуск предприятия запланирован на 2026 год. Руководить проектом будет голландец Питер Териум, ранее возглавлявший немецкую RWE, в строительстве примет участие американская компания Air Products & Chemicals Inc.
Экспортировать произведенное горючее планируют в виде аммиака, который гораздо легче поддается сжижению, чем водород, а значит хранение и транспортировка будет более экономичной.
Китай также планирует активно развиваться в нише водородной энергетики. Комитет по национальном уразвитию и реформам Китая в конце марта представил план развития данного направления до 2035 года. В планах вывести к 2025 году на дороги порядка 50 тысяч транспортных средств на водородном топливе и существенно увеличить объем производства водорода. Эксперты прогнозируют рост внутреннего спроса на водород до 35 млн тонн к 2030 году и до 60 млн тонн к 2050 (на данный момент в Китае востребовано порядка 20 млн тонн водорода).
Крупнейшая энергетическая компания Китая Sinopec уже запустила строительство завода по производству зеленого водорода и рассчитывает увеличить производство экологичного водорода до 500 тысяч тонн в год к 2025 году.