«Индекс завтрака» достиг максимума за последнее десятилетие. К такому выводу пришли в журнале The Financial Times.
Сотрудники издания подсчитали среднюю стоимость стандартного завтрака. Стоимость была рассчитана на основе шести позиций: кофе, сахара, молока, пшеницы, овса и апельсинового сока. Выводы неутешительные: цены на эти продукты подросли с 2019 года примерно на 63%.
В FT объясняют рост стоимости завтрака двумя причинами: а) сильным повышением спроса на данные товары на фоне восстановления мировой экономики после COVID-19, б) засухами и неурожаями. Засухи в этом году имели место в России, Северной Америке и Аргентине, тогда как Европа отметилась проливными дождями.
Цены на пшеницу с января 2021 года подросли на 20%, кофе стал дороже аж на 56%, а сахар – на 26%. Последнее объясняют тем, что в Бразилии случилась засуха, а удобрения также скакнули в цене.
Овес подорожал на 200% из-за засухи в Канаде, которая уничтожила почти половину урожая (44%). Эта страна – крупнейший в мире экспортер овса, поэтому удар по канадскому производству оказался таким впечатляющим с точки зрения роста цен.
В России из-за снижения урожая овса в Алтайском крае и Новосибирской области цена на овсяные хлопья превысила 80 рублей за килограмм. Овсянка остается одной из самых популярных круп в России (уступает она только рису). Однако в министерстве сельского хозяйства отдельно подчеркнули, дефицита овса нет. Свою роль в росте цен на хлопья сыграло и удорожание упаковки, отмечают эксперты.
Важный момент еще вот в чем: как отмечает Росстат, в стране все меньше и меньше засевают овса. Если в 2021-м засеяли 2,3 млн га, то за год до этого площади были на 5,9% больше. Однако в Минсельхозе уточняют, что снижение не касается продовольственного овса, только фуражного (для животных).
Однако если даже в 2022 году погодные условия будут идеальными, дефицит продовольствия не восполнится, а значит, что и цены не снизятся. Такое мнение высказал аналитик Rabobank Карлос Мера, он уверен, что высокие цены продержатся минимум еще год. Дело в том, что транснациональные гиганты (например, Nestle и Procter & Gamble) увеличивают цены на свои товары, чтобы тем самым компенсировать падение собственных прибылей.